В Большой театр приехала балетная труппа Парижской национальной оперы. В числе прочего нам покажут «Парк» — изысканный и очень французский балет в постановке модного европейского хореографа Анжелена Прельжокажа.


Сцена из балета «Парк» 

Анжелен Прельжокаж родом из Албании, но во Франции работает уже много лет. Балет «Парк» он поставил для того, чтобы выразить этой стране
всю свою любовь. Задача была такова — сделать что-то необыкновенно колоритное, нарядное, праздничное. А что может быть более праздничное
и нарядное во Франции, чем Версаль? Вот хореограф и придумал балет про Версальский парк, в котором смешались очарование французской
старины и трезвая ирония современного танца

По сути, «Парк» — бессюжетный балет о любви на лоне природы. Герои словно списаны с персонажей французских любовных романов, с их преувеличенными страстями, кокетством и манерностью. В то же время автор не дает публике забыть, что сейчас другая эпоха: на Францию тех времен мы смотрим с некоторым снисхождением.

Череда эротических сценок наполнена юмором. Гротескны сцены уличных знакомств, в которых герои чересчур картинно заламывают руки. Смешны «убийственные» взгляды: гуляющие не просто рассматривают друг друга, а прямо «вгрызаются» глазами. Уморительна суматошная беготня со сталкиванием соседей со стульев — явная пародия на дворянское чванство и придворный этикет эпохи Людовика XIV, предписывающий, кому на чем сидеть. А дамский променад заканчивается смешным коллективным обмороком — кто же из героинь старинных романов не падал без чувств! И все это под волшебную музыку Моцарта.

Но «Парк» — вовсе не стилизация под старину. Для изысканного провокатора Прельжокажа это было бы слишком прямолинейно. И потому маркизы у него сидят на стульях новейшего дизайна, а в действие введены четыре странных личности — мужчины в черных комбинезонах, кожаных фартуках и темных очках. Это представители наших дней — парковые садовники, таинственные опекуны героев балета. Садовникам для танца дан уже не Моцарт, а современная электронная музыка, с ее хрипами и треском. Неудивительно, что они больше похожи на роботов, а их танец отдает машинным конвейером. Да и вид самого парка сигнализирует о нашем времени: треугольники и кубы геометрически подстриженных кустов и деревьев напоминают детали гигантского конструктора.

Впрочем, выдумывание концепций Прельжокаж оставляет зрителю. А сам тем временем всласть играет в куртуазность. Кажется, хореограф подсматривает за персонажами в замочную скважину: так подробно подчеркнуты малейшие движения тел, а через тела — и эмоций. Чувства в «Парке» вообще показаны очень красиво. Ощущение красоты усиливают и костюмы, спроектированные по старинным рисункам и гравюрам. Чего тут только нет! Широчайшие дамские кринолины и весьма откровенное девичье дезабилье, белоснежные кружевные манжеты и алые панталоны кавалеров. Плюс изобретательный танец, в котором смешаны классические па, цитаты из придворных балетов эпохи барокко и «бесшабашность» современной пластики. Получилась квинтэссенция понятия «французское»: шик, флирт и вкус. Балет наверняка понравится и серьезному балетоману, любителю выискивать умные смыслы, и неискушенному зрителю, решившему просто насладиться красотой танца.