Мировых звезд называет Международный балетный фестиваль Benois De La Danse 2011.


Сцена из балета «Затачивая до остороты». Солисты  — Анастасия Першенкова и Семен Чудин

Балет обожает иерархии как никакой другой вид искусства. Даже при нынешнем брожении демократических хореографических умов в театрах сохраняется жесткая «вертикаль власти» с разным статусом: есть звезды, есть солисты, солисты поплоше и так далее. XIX по счету Международный балетный фестиваль Benois de la Danse поддерживает иерархии фактом своего существования, и после всех финансовых проблем в этом году он приходит обновленным и щедрым на открытия. По традиции финал Benois длится два дня: сначала вручают собственно призы Benois de la Danse за особые работы в области хореографии, созданные в минувшем году, и зрители проверяют справедливость оценок на гала-концерте нынешних номинантов. На следующий день уже без треволнений наслаждаются концертом «Звезды Benois de la Danse — лауреаты разных лет», где танцуют признанные знаменитости мировой сцены.

Утомлять читателя перечнем звездных имен и открытий нет смысла — все качественно, все интересно, смотреть непременно. Профессионалам и балетоманам будут интересны несколько обстоятельств. Во-первых, два претендента на лучшие мужские роли танцевали Базилио в «Дон Кихотах» двух редакций — Алексея Ратманского в Национальном балете Нидерландов и Хорхе Техейра в Кубинском классическом балете Майями. Во-вторых, явным фаворитом выглядит питомец Академии русского балета имени Вагановой финн Йорма Эло. Он выдвинут как хореограф двух спектаклей — «Сон в летнюю ночь» в Венском Штаатсбалет и «Затачивая до остроты» в МАМТе, чей балет он так благоразумно никак не решается возглавить.

Наконец, обращают на себя внимание имена солистов мировых театров: Александра Ляшенко — Польский национальный балет, Мария Яковлева и Денис Черевичко — Венский Штаатсбалет. То есть осколки некогда сильной балетной империи все еще востребованы. Среди гурманств, которые без Benois de la Danse могли пройти мимо нашего внимания, опус Outrenoire на музыку Джона Кэйджа в хореографии Иржи Бубеничека в Национальном балете Китая. Что также свидетельствует о качественных изменениях — прежде в этом театре танцевали если не классику в русском изводе, то национальные легенды.