В театре «Около дом Станиславского» зрителю показали убийство.
Спектакль отличает необъяснимое обаяние, в полной мере свойственное только работам Погребничко, но и здесь различимое, явственное. Что важно — у Шендрика оно гораздо более трагично, чем у его учителя. У первого даже отчаяние может быть красивым и светлым. У идущего за ним — всегда только страшным.
Быстрое и будничное убийство действует на зрителя как электрошок. 60 минут, казалось, не происходило «ничего такого» — вживую звучала музыка (нетленки группы Джима Моррисона исполняет Суан Дао), Бабушка ходила от одного гитариста к клавишнику и что-то тихонько рассказывала про жизнь, поправляла цветок на шляпке. И вдруг...
Надо сказать, Шендрику вообще удалась фирменная эмоциональная отстраненность, присущая режиссуре его учителя. Все вроде бы происходит не с героями и не со зрителем, а где-то там, между сном и явью, между мирами. При этом сколько в этой отстраненности глубины и иронии. Страшная реальность в сухом остатке. Мистический круговорот жизни и смерти, добра и зла. Безжалостный Фатум.
Вплетенный в ткань повествования миф об Эдипе подчеркивает безусловную трагичность любой жизни. Преступление совершается «просто так», а думать Изгои и иже с ними будут потом. Любопытная деталь — согласно мифу Эдип, осознав свои преступления, себя ослепляет, а в спектакле сразу после убийства Изгой снимает очки. Символы, конечно, разглядеть непросто, но если уж получится — легко будет полюбить этот спектакль. Такой настоящий в общем потоке неприкрытой театральщины и безвкусицы.
фото - Михаил Гутерман