Фестиваль «Крещенская неделя в «Новой опере» предлагает несколько оперных раритетов, обещающих стать сенсацией.
сцена из оперы «Князь Игорь»
«Новую оперу» в Москве по недоразумению причисляют к театрам категории C. Формально — потому, что рядом с Большим и МАМТом остается место только третьим. Неформально — после смерти отца-основателя Евгения Колобова «Новая опера» действительно осиротела, и особый колобовский дух словно остался недосягаемым идеалом. Между тем именно его и стараются здесь воскресить во время православной Крещенской недели уже восьмой год подряд.
Собственно, в январе в Москве и слушать больше нечего — только фестиваль камерной музыки «Возвращение» да «Крещенскую неделю» в «Новой опере». Они ни разу не переманивают друг у друга публику, фестивали «про разное». На «Возвращении» в наличие интеллектуальные изыски программы и исполнительского мастерства. На «Крещенской неделе» — оперная вотчина, и она лишь изредка перемежается вокальными концертами. Причем в афише феста в саду «Эрмитаж» уже несколько лет встреча ются вечера, побывать на которых, несомненно, стоит.
Здесь события на разные вкусы. Для разогрева публике уже представили экзотичную «Таис» и два репертуарных хита «Новой оперы» — «Травиату» Верди и недавнюю патриотичную премьеру «Князя Игоря». Но главные события начнутся только в этой декаде.
В канун Крещения (18 января) в театре исполнят библейскую кантату Отторино Респиги «Христос», что, безусловно, сенсация. Пройдет проверку не только оркестр, но и хор «Новой оперы», ведь большая часть кантаты и ее финал отведены хору. Мало того, театр полностью справится своими силами: Святого Матфея, Христа и Иуду (тенора, баритона и баса) исполнят его ведущие солисты. Затем меломанов пригласят на концертное исполнение опер. «Хованщина» Мусоргского 23 января для любителей исторических сближений может выглядеть в январской Москве-2012 неожиданно актуально.
Самый большой сюрприз — раритетная опера Верди «Ломбардцы в первом Крестовом походе» (22 января с дирижером Василием Валитовым). Она редкость даже в итальянских театрах, свято почитающих своих великих авторов. Хит внутри хита — хор крестоносцев «Иерусалим» из третьего акта оперы, исполнение которого провоцировало на Апеннинах манифестации, и, как обычно у Верди, здесь изобилие мелодий и ярких ансамблей. Хотелось бы увидеть ее на сцене во всем великолепии, но формат концертного исполнения ей тоже не повредит — фантазия чуткого зрителя вольна разгуляться. К тому же многие будущие сценические премьеры театра берут разбег с концертного исполнения — например, премьера сезона «Золушка», впервые появившаяся на прошлогоднем фестивале. Словом, обидное недоразумение про «театр категории С» давно пора пересмотреть.
«Крещенская неделя» тому способствует. Многие премьеры театра берут разбег на «Крещенской неделе». В прошлом году была «Золушка», в нынешнем будут «Ломбардцы». После смерти отца-основателя Евгения Колобова «Новая опера» будто осиротела.