Фестиваль «Территория» в этом году займет целый квартал. «ВД» рассказывает, как не заблудиться и увидеть самое интересное.

Постранствовав по России: в арсенале феста — громкие акции в Перми в 2009-м и в Казани в 2011-м, седьмая по счету «Территория», похоже, получает постоянную прописку в московском «Театральном квартале», создающемся на базе Театра наций. Согласно замыслу, все театральные здания от Страстного бульвара (там находятся СТД, штаб «Золотой маски», центр «На Страстном» и многое другое) до особняка в Петровском переулке, где располагается Театр наций, сольются в единый комплекс с экспериментальными сценами, клубом, библиотекой, выставочным залом. Но пока комплекс еще не построен, пространство начнет обживать фестиваль, который с «Кварталом» роднит многожанровость. «Территория» — квартал, где уживаются все виды искусства«, — подтверждает один из арт-директоров феста и худрук Театра наций Евгений Миронов. В афише смотра, как в закоулках будущего театрального квартала, есть все: образовательные программы, территория кино, театра, музыки и современного искусства. Не обойдется без перформансов и стрит-арта — пустующие дворы тоже надо осваивать.

Все начнется 9 октября на «Свалке». Именно так называется тотальная инсталляция, которую готовят режиссер Филипп Григорьян, хореограф Валентин Цзин,художник Галина Солодовникова и команда танцоров буто из PоemaTheatre. Подробности пока не разглашаются, точно известно лишь одно: удивлять публику будут прямо во дворе Театра наций.

Искусство сейчас
Программа «Территории», как и прежде, делится на два блока. «Искусство сейчас» — это авангардные, непривычные для рядового зрителя спектакли. Среди них фантастически красивый перформанс «Смертельный двигатель» (Mortal Engine) австралийской группы Chunky Move и «Войцек», поставленный Кириллом Серебренниковым в Латвийской национальной драме. Действие пьесы Бюхнера режиссер перенес из солдафонской Германии XIX века в одну из сегодняшних галерей современного искусства, где герой служит чернорабочим и становится материалом для арт-экспериментов. Пограничные состояния современного человека исследуют и европейские радикалисты Стефано Риччи и Джанни Форте в спектакле Grimmless.

Своих персонажей они помещают в пространство заново пересказанных сюжетов братьев Гримм. Предел человеческих возможностей выясняет и хореограф Доминик Буаве — он представит в Парке Горького свое «Па-де-де с экскаватором», в котором танцовщик виртуозно взаимодействует с ковшом землеройной машины. Два музыкальных проекта «Территории» тоже густо замешаны на театре: «Сны Минотавра» под руководством Василия Бархатова — это эскиз постановки будущей оперы, написанной Ольгой Раевой и основанной на либретто Владимира Сорокина. Задуманные как грандиозное синтетическое зрелище, «Сны Минотавра» целиком выйдут к 2014-му, зрители «Территории» увидят лишь эскизы трех сцен, поставленных молодыми режиссерами, пробующими себя в опере, — Екатериной Василевой,Кириллом Вытоптовым и Ильей Шагаловым. Вторым музыкальным событием станет «Полнолуние» — перформанс Филиппа Григорьяна. Год назад он поверг в шок непривычных к авангарду жителей Сочи, зато был высоко оценен критикой. Теперь у нас есть шанс увидеть его своими глазами.

Искусство завтра
В рамках проекта «Искусство завтра: Живые пространства» молодые режиссеры и драматурги под руководством Марата Гацалова и Александра Родионова попытались «инфицировать» театром сугубо нетеатральные пространства. Для начала они побывали в пустующем здании начала XIX века, где когда-то располагался военкомат, а в новейшие времена — нелегальный сквот гастарбайтеров. В своих эскизах участники проекта попробовали восстановить ту жизнь, которая была (или могла быть) в этом доме по адресу Страстной бульвар, 12, стр. 2. Другой способ «оживления пространства» — читки новых пьес в неожиданных местах: в зале Дома ветеранов сцены, в конференц-зале Минкультуры и даже в плацкартном вагоне на Казанском вокзале. Как показывает практика, из таких читок иногда вырастают очень удачные спектакли.

Отдать должное кино и современному искусству можно будет на «Территории кино», за нее отвечают Евгений Митта и Александр Шейн. Среди событий, которые жаль пропускать, — фильмы о творчестве Олега Кулика и Виноградова с Дубосарским. Последним и самым впечатляющим пунктом программы «Искусство завтра» станут мастер-классы и творческие встречи. Их для съехавшихся со всей России и из-за рубежа студентов театральных вузов проведут Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Василий Бархатов, Андрей Могучий, Юрий Любимов, Кирилл Серебренников и другие. Список имен впечатляет настолько, что комментарии излишни.

фото: Владимир Луповской, пресс-служба фестиваля