Санкт-Петербургский театр «Зазеркалье» на гастролях в Большом представит шесть спектаклей, включая «Золушку» Россини, «Волшебную флейту» и «Так поступают все» Моцарта.
Но это еще далеко не все. Разговоры о петербургских культурных претензиях не могли бы возникать снова и снова без оснований. Смотрите: детский музыкальный театр привозит также «Золушку» Россини, «Волшебную флейту» и «Так поступают все» Моцарта (5, 6, 7.09) — высший репертуарный пилотаж серьезной взрослой оперы. Покажите мне московский театр, в котором есть хотя бы два названия из перечисленных. Нет таких. «Золушка» есть в «Новой опере», «Флейта» в Большом, а «Так поступают все» в МАМТе. Комплектом не подают. В общем, сами понимаете. В Петербурге театр этот давно любим и уважаем. Гастролями в Москве «Зазеркалье» отмечает юбилей — в прошлом году ему исполнилось 25 лет. С самого начала он не зацикливался на сюсюканье с публикой, а представлял себе свою аудиторию как «молодую… очень широкого возрастного диапазона».
Самый заслуженный из трех спектаклей — «Золушка». Она лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» и Премии Прави-тельства Санкт-Петербурга. Несмотря на сказочный сюжет, после распоряжения нашего правительства опера рекомендована зрителям от 16 лет. Не потому, что юмор неправильный, просто три часа действия с речитативами на русском и пением на итальянском малыши не выдержат. Впрочем, на фиоритурах Россини маркировка никак не отражается. Да и туфельки, по настоянию Россини, там никакой нет, только браслет, что не мешает этой Золушке уже почти 200 лет украшать лучшие оперные сцены мира. «Волшебная флейта» тоже трехчасовая, однако ее почему-то можно смотреть с 9 лет. Между тем очень взрослые дяди и тети уж который век бьются над либретто этой сказочки, вычитывая в нем то масонскую символику, то архетипы ренессансного сознания, то прочие высшие материи. «Зазеркалье» справляется со смыслами, как может, не боится использовать компьютерные возможности, да и с музыкальной стороны держит уровень: петь принца Тамино в очередь с аборигенами приезжал даже Эндрю Гудвин. «Так поступают все» — самый свежий из привезенных взрослых спектаклей, премьера прошла год назад. Место действия оригинала слегка отредактировано — в спектакле события разворачиваются в курортном городке «на водах» на рубеже XIX–XX веков. Как помните, безграничное доверие двух молодых офицеров своим невестам рушится при первом же испытании бывалого интригана, и счастливый конец оставляет привкус несовершенства жизни.
Главные маги «Зазеркалья» — художественный руководитель и режиссер всех взрослых спектаклей Александр Петров и главный дирижер Павел Бубельников. Уж поверьте, белобородый Павел Аронович — настоящий волшебник, и дирижерская палочка у него создана для оперной ворожбы.
фото: Мария Ковалева