Четыре вечера подряд на сцене МАМТа всемирно известные танцовщики Наталья Осипова и Иван Васильев будут показывать программу «Соло для двоих». В предверии премьеры Наталья и Иван рассказали «ВД», как они осваивали новую для себя современную хореографию.

Как вам работалось над этим проектом?
Наталья:
Безумно счастлива, что все так сложилось. Я восхищалась работами Охада Наарина, Артура Пита, Сиди Ларби Шеркауи и всегда мечтала поработать с ними. Мне хотелось танцевать в новом для себя стиле, но я понимала, что этому нужно учиться, причем учиться долго. Ведь у классических танцовщиков тело в стиле gaga работает абсолютно по-другому. Поэтому приходилось начинать понемногу, беречь поначалу ноги, заниматься совершенно другими классами, не классическими. И за последний месяц мы достигли определенных успехов. То, что мы будем танцевать, прекрасно и потрясающе. Так здорово видеть, как твое тело двигается совсем по-другому, как по-новому работают твои суставы. Никогда не говорила, что всю жизнь буду танцевать классический балет. У меня есть огромное желание попробовать что-то новое. Вдруг у меня получится лучше, чем в классике, и я дальше буду продолжать этим заниматься.
Иван:
Я получаю удовольствие от этого процесса. Мне очень запомнились замечательные репетиции с Артуром Пита — убийственные, но очень приятные. Все время нужно было подстраиваться, переделывать себя. Тем не менее было интересно — нельзя все время топтаться на одном месте. Вообще, мне тяжело было валяться по полу. Артур все время говорил: «Сделай так, чтобы пол был твоим другом». В классическом балете мы обычно отталкиваемся от пола или стоим на нем, а в современной хореографии через пол надо переползать.
Наталья, почему вы, классическая балерина, решили попробовать себя в современной хореографии?
Каждый вправе сам выбирать, как он распорядится своей карьерой. Пока у меня самый расцвет, мне интересно попробовать.что-то новое. Мое тело и мои мышцы позволяют мне сейчас сделать какие-то нереальные вещи. Я понимаю, что лет через пять мне уже труднее будет поднимать ногу к голове. В моем возрасте еще можно экспериментировать со своим телом. Ведь тело у танцовщиков стареет достаточно быстро. Мне сейчас 28 лет, и я временами ощущаю, что какие-то движения мне становится сложнее делать, чем в 18 лет.
Вам самой что ближе — классика или современная хореография?
Мне нравится все, чем я занимаюсь. Что-то у меня получается лучше, что-то хуже. Не считаю себя романтической балериной, но романтические балеты у меня носят какой-то свой оттенок, мне интересно внести в них что-то новое и свежее. В современной хореографии меня вдохновляет то, как может двигаться мое тело, я люблю искать в своем теле какие-то интересные стороны. Кроме того, в абстрактном балете очень много твоей индивидуальности. Только здесь можно показать, какая ты есть на самом деле, раскрыть свою харизму.


Можете рассказать о ваших работах в предстоящем сезоне?
Наталья:
Я сейчас живу в Лондоне, мое постоянное место работы — это Королевсий балет Ковент-Гарден. С театром у меня заключен бессрочный контракт — могу уйти, когда сама пожелаю. В Ковент-Гарден сезон у меня начнется с «Манон». Затем будет новая работа — «Месяц в деревне» Аштона. Далее «Тщетная предосторожность», «Лебединое озеро», новые балеты Макгрегора, Уилдона, вечер Баланчина. Кроме того, есть много различных предложений, но об этом скажу позже. Что касается Михайловского театра, то там заключаются контракты на определенные спектакли.
Иван:
Я живу в Москве и работаю везде понемногу. Время от времени танцую в Михайловском театре, у меня продолжаются контракты с Американским балетным театром, миланским Ла Скала, Большим театром. Еще в следующем сезоне будет «Лебединое озеро» в Английском национальном балете и «Майерлинг» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко.
Наталья, прошедший сезон был у вас довольно напряженным…
Да, и связано это было больше с моей травмой. Видимо, у меня накопилась усталость, а я очень рьяно взялась за репетиции. В итоге сломала кость в ноге, и мне теперь сложно танцевать босиком, становиться на полупалец. Но ничего не поделаешь, у всех балетных артистов случаются травмы. Хорошо, что в современном танце не нужно делать пируэты и становиться на высокие полупальцы. Мы практически будем ходить полной стопой. Конечно же, мне нужна операция, но после нее предстоит длительное восстановление до 6 месяцев. Пока мне сложно на это решиться. Я выполняю специальные упражнения, которые помогают мне унять боль. И сейчас я ее практически не ощущаю.
Как вам обстановка в Ковент-Гарден?
Меня там прекрасно приняли и полюбили, поэтому я чувствую себя в Ковент-Гарден отлично. С особой теплотой вспоминаю, как я танцевала «Манон» во время недавних гастролей театра на сцене Большого. Когда закрылся занавес, вся труппа хлопала, поздравляя меня с премьерой. Они знали, в какой тяжелой ситуации я готовилась к спектаклю. Ввиду отсутствия партнера не могла репетировать, у меня было всего лишь три дня на подготовку балета. Поэтому мои коллеги не ожидали, что все так гладко пройдет. Я плакала от радости на сцене. Какой же это потрясающий момент, когда ты видишь такую любовь и уважение от людей, с которыми работаешь!

Сергей Данилян
продюсер проекта

С некоторых пор увидеть вместе Наталью и Ивана совсем непросто. Можно считать, что это такое стечение обстоятельств, приятное во всех отношениях. Для артистов это новая страница в их творческой карьере — работа с новыми хореографами в совершенно новом для них стиле. Признаюсь, это был самый трудный из проектов, над которыми я работал как продюсер. Мы очень осторожно выбирали тех, чьи работы могли быть интересны Наташе и Ване. Они отсматривали очень много работ хореографов, и затем приходили ко мне с разными идеями. Я пытался эти идеи прорабатывать — что-то у нас получалось, что-то нет.
В итоге мы представим зрителям вечер, полностью посвященный современной хореографии. Откроет его композиция MEA CULPA в постановке бельгийского хореографа Сиди Ларби Шеркауи на музыку Генриха Шютца, которую исполнит ансамбль солистов «Академия» из Франции. Во втором отделении будет представлена работа знаменитого израильского хореографа Охада Наарина под названием PASSO. Музыкальным сопровождением для этой композиции выбрана английская фольклорная музыка, а также музыка двух британских композиторов электронной музыки, которые объединены в группу под названием Autechre. Завершит проект работа португальца Артура Пита FACADA. Он использует традиционную португальскую музыку, а также оригинальные произведения, написанные английскими композиторами Фрэнком Муном и Филом Кингом. Кстати, Фрэнк Мун участвует в спектакле как музыкант.
Вот усилиями этих трех хореографов и создано «Соло для двоих». Кстати, за этим названием кроется определенная история. Наташа когда-то обратилась ко мне с просьбой посмотреть работу Матса Эка «Дым». Он поставил ее для телевидения, и в ней танцевали Сильви Гиллем и брат Матса Эка, Николас. Когда я нашел Матса Эка и мы с ним переговорили, то он мне сказал, что постановка была названа «Дым» специально для телевидения. На самом деле эта композиция была несколько раз показана на сцене и она называется «Соло для двоих». Мне это название понравилось, и мы его решили закрепить вместе с Наташей и Иваном над нашим проектом.
Премьера проекта состоится 25 июля в Калифорниии, где мы покажем 4 спектакля, затем будет 4 спектакля в Москве и, наконец, 4 спекталя в Лондоне. И еще, когда у Наташи будет свободная неделя в следующем году, мы планируем показать «Соло для двоих» в Нью-Йорке 7 и 8 марта.

фото в фичере: news.mail.ru

Соло для двоих (545947)
Вы можете изменить этот текст