До начала нового театрального сезона еще почти месяц, но билеты на первые спектакли можно купить уже сейчас. Мы советуем не откладывать это на сентябрь. Главные театры столицы откроются хитами и премьерами.
«Бесприданница»
Театр им. Вл. Маяковского
2 сентября
В театре Карбаускиса решили, что последняя премьера минувшего сезона — лучшее начало сезона нового. Тем более что спектакль Ильи Эренбурга пользуется у зрителя бешеной популярностью. История Ларисы Огудаловой, рассказанная питерским мэтром, — не о любви, а о страсти. Отсюда преувеличенные жесты: заламывание рук, истошные крики, истеричные рыдания, поцелуи взасос. Под цыганские песни (оркестр сцену не покидает) все пускаются в пляс, под них же напиваются до потери сознания и собираются топиться. И, как всегда у Эренбурга, — где душевные муки, там и физические страдания. Герои спотыкаются, ушибаются, обжигаются, их тошнит, у них сводит спину… Чего у Островского в пьесе, кстати, не было. Если вы не боитесь нетрадиционных интерпретаций классики и всем жанрам предпочитаете мелодраму, то эта, без сомнений, самая душераздирающая в московском репертуаре. Кстати, роль красавицы Ларисы в Маяковке играет Полина Лазарева, внучка Александра Лазарева и Светланы Немоляевой.
Трамвай «Желание»
МХТ им. А.П. Чехова
3 сентября
Главную пьесу Теннесси Уильямса в столице ставили мало и почти всегда неудачно. Эталоном до сих пор считается спектакль Андрея Гончарова (1970 год) в Театре Маяковского. Станет ли хитом «Трамвай» в версии молодого режиссера Романа Феодори, пока неясно. Предпремьерные показы уже прошли, а критики все еще не определились, как оценить мхатовское творение. Впрочем, главное — мнение зрителей. Интригует исполнительский состав. В новом спектакле про животную страсть и связанные с ней «мильон терзаний» заняты суперзвезды театра и кино. В роли чувственной и сентиментальной Бланш — роскошная Марина Зудина, ее простоватую сестру Стеллу играет Ирина Пегова. В роль примитивного Стэнли вживается Михаил Пореченков, а поклонника Бланш Митча изображает Михаил Трухин. Что касается сценографии, на сцене — двухэтажная конструкция дома, где живут сестры и Стэнли. И смотрится это эффектно. Звезды и антураж — что еще нужно, чтобы спектакль заслужил приставку хит?
«Записки покойника»
Студия театрального искусства
5 сентября
Умный, тонкий, элегантно поставленный новый спектакль Сергея Женовача заслужил массу лестных отзывов прессы в прошлом сезоне. Судя по всему, номинация на «Золотую маску» ему гарантирована. Если вы еще не видели этот маленький шедевр, искренне рекомендуем. В основе спектакля — «Театральный роман» Булгакова, а кроме него — отрывки из первой редакции «Белой гвардии», записи репетиций Станиславского и фрагменты из трактата «Работа актера над собой». Начинающий писатель Максудов (первая роль Ивана Янковского, продолжателя актерской династии) ждет, когда его пьесу поставят в театре. Ждет так долго и так страстно, что жизнь его превращается в кошмар. Но Женовач сумел превратить трагедию в трагикомедию. Он поставил спектакль не столько о тяготах жизни в театре, сколько о безусловной любви к нему. Смотреть светлую
«Борис Годунов»
Ленком
8 сентября
Этот спектакль — главная интрига минувшего и грядущего сезонов сразу. Самый обсуждаемый режиссер современного русского театра ставит Пушкина в Ленкоме. То есть в театре, где эпатажных постановок почти нет. Впрочем, в интервью Константин Богомолов уверяет, что никаких аналогий между временем Великой Смуты и днем сегодняшним он делать не будет. Если это правда, то в сентябре мы увидим «другого Богомолова». Никакого скандала, только
«Безумный день, или Женитьба Фигаро»
Театр им. Евг. Вахтангова
10 сентября
Мирзоев, по мнению критиков, — режиссер, который умеет слышать современность и ставить про «здесь и сейчас». Театр Вахтангова собирается открыть новый сезон его премьерой — версией «Безумного дня, или Женитьбы Фигаро». Обещают бешеную энергетику и актуальные смыслы. По словам самого режиссера, интриган Фигаро из всем известной комедии Бомарше в спектакле станет «современным человеком, вынужденным подчиняться архаическим практикам». Находчивость и независимость не спасут его от застоя в обществе сегодняшней элиты. Фигаро играет Максим Суханов, давно не баловавший театралов новыми сценическими образами. В остальных ролях заняты вахтанговские звезды: Леонид Бичевин, Дмитрий Соломыкин, Рубен Симонов и др. Случится ли у вахтанговцев
«Гиганты горы»
«Мастерская Петра Фоменко»
10 сентября
Главная премьера фоменок в минувшем сезоне — спектакль Евгения Каменьковича с неподражаемой Полиной Агуреевой в главной роли. Поскольку речь в постановке идет о театре и людях, посвятивших ему жизнь, критики уже успели назвать его манифестом худрука «Мастерской» и всей его команды. Вот так, мол, фоменки видят себя в искусстве. По сюжету пьесы итальянского классика Луиджи Пиранделло на вилле «Отчаяние» живет целая команда чудиков. Ее лидер — маг Котроне — пропагандирует жизнь в воображаемом мире и искусство для искусства. Когда на вилле оказывается бродячая труппа Графини Илсе (ее-то и играет Агуреева), пытается убедить в этом и ее. Графиня сопротивляется и… гибнет. Трагические события происходят в фантастически красивом пространстве: любимые фоменки взмывают вверх на цирковых лонжах, разгуливают по сцене на ходулях, разговаривают с зеркалами и примеряют на себя самые разные маски. В общем, другого такого спектакля о безусловной любви к театру вы нигде больше не увидите. И, конечно, Полина Агуреева (к слову, любимица Петра Фоменко) в новой роли — это сама по себе лучшая рекомендация.
«Женитьба Фигаро»
Театр им. А.С. Пушкина
12 сентября
Новая комедия Евгения Писарева с Сергеем Лазаревым в главной роли собирала аншлаги в конце прошлого сезона. Уверены, та же «участь» ждет ее и в этом. Писарев не стал осовременивать пьесу Бомарше. Время действия не изменилось,
Театр наций
17 сентября
Театр наций решил открыть сезон главным спектаклем — спектаклем канадского режиссера Робера Лепажа с Евгением Мироновым в роли Гамлета. А заодно — Гертруды, Горацио, Клавдия, Офелии, Призрака, Полония и далее по списку. Однако какой бы невероятной ни казалась способность худрука театра перевоплощаться во всех шекспировских персонажей сразу, ощущение театральной сказки вызывают прежде всего сложнейшие декорации. Над сценой вращается куб, в котором в течение двух часов (без антракта) Миронов разыгрывает трагедию Шекспира в одиночку. Стенки куба с грохотом открываются и закрываются, Миронов появляется в разных образах, спускаясь «на сцену» на специальных тросах, вместе с париками меняя мимику и пластику. Спектакль похож на совершенный аттракцион. Достать билеты на это шоу одного актера можно с большим трудом. Пока есть время, поторопитесь.