Все самое прогрессивное, модное, молодое из Европы — именно так представляет себя фестиваль NET. «ВД» изучил фестивальную афишу и выбрал спектакли, которые точно нельзя пропустить.
«Деменция»
Корнеля Мундруцо отлично знают киноманы. Режиссер новой венгерской волны, лауреат кинопремий «Особый взгляд» в Каннах и «Серебряный леопард» в Локарно. Между тем и на театральном поприще брутальный венгр успел немало прославиться. Завсегдатаи Авиньона, к примеру, давно комментируют любой жесткий спектакль о самых неприглядных явлениях жизни^ «Ну, это полный Мундруцо!» Режиссер действительно не щадит нервы зрителей — постановку «Бесчестье», например, он начинает с подробной сцены изнасилования. А в «Деменции», которую совсем скоро увидят москвичи, показывает шокирующую правду о пациентах психиатрических клиник. Предупреждаем, зрелище не для слабонервных, зато эмоции и метафоры перехлестывают через край. Театр жестокости во всей красе.
Театр «Протон» (Будапешт, Венгрия) на сцене Центра им. Вc. Мейерхольда, Новослободская ул., 23,
«Последняя лента Крэппа»
Прибалтийского мэтра Оскараса Коршуноваса называют мастером «тактичного эпатажа» — откровенных провокаций на сцене он не допускает, хотя и уверен, что «нынешнее поколение зрителей не хочет медитировать, сонно наблюдая за тем, что происходит на сцене» (вспомнить хотя бы его «Мастера и Маргариту», где действие было перенесено в психиатрическую лечебницу, а главным героем стал Иван Бездомный). Понятно, что такой режиссер мог поставить самую медитативную пьесу Беккета как угодно, но только не скучно. Еще один бесспорный плюс — главного героя, пришедшего к выводу, что его жизнь никчемна, играет Юозас Будрайтис. Увидеть легендарного актера, снявшегося в фильмах «Никто не хотел умирать», «Даун Хаус», на сцене — редкое удовольствие, пропускать которое не советуем. Кстати, спектакль будет исполняться на русском языке.
Театр Оскараса Коршуноваса (ОКТ) (Вильнюс) на сцене «Студии театрального искусства», ул. Станиславского, 21, стр. 7,
26, 27 ноября, СР, ЧТ
«Тартюф»
Этот эпатирующий спектакль Михаэля Тальхаймера — практически программное заявление главного скандалиста немецкой сцены и самый громкий берлинский хит. Тартюф здесь — странное существо, похожее на Иисуса Христа и на пьяного рокера одновременно (кстати, саундтрек к спектаклю — музыка heavy metal). Немыт, нечесан, тело исписано библейскими текстами, а рот изрыгает ветхозаветные проклятия. Все злодеяния Тартюфа Тальхаймер полностью оправдывает. Играет героя Ларс Айдингер, заслуживший массу лестных отзывов и самую преданную любовь театралов. Отдельного внимания достойна сценография Олафа Альтмана, постоянного соавтора Тальхаймера. В сцену вписан круг, а в него — вращающаяся коробка, внутри которой происходит действие. И, наконец, самое главное — режиссер изменил мольеровский финал. Само собой, он будет жестким.
Театр «Шаубюне ам Ленинер Платц» (Германия) на сцене Театра наций, Петровский пер., 3,
«Дыхание»
Британку Кэти Митчелл окрестили королевой медиатеатра, она всегда использует компьютерные технологии и смело скрещивает кино и театр. Завсегдатаи фестиваля NET прекрасно помнят «Кристину» —
Театр «Шаубюне ам Ленинер Платц» (Германия), площадка уточняется. Билеты: от 2000 р., 29, 30 ноября, СБ, ВС
«Король Убю»
Самый популярный в России англичанин Деклан Доннеллан обычно занимается тем, что ставит Шекспира и русскую классику с математической строгостью и логичностью шахматной партии. На фоне новаторов европейского театра он вообще кажется консерватором, любому эпатажу и обличениям предпочитающим мягкий английский юмор и неожиданность театральных метафор. За что, кстати, любим и ретроградами, и
Театр «Чик бай джаул» и «Театр э компани» (Франция — Великобритания) на сцене Театра наций, Петровский пер., 3,