Совсем скоро стартует Чеховский фестиваль — самый большой и наиболее любимый театралами международный смотр. Мы выбрали спектакли, которые обязательно нужно увидеть в мае. Билеты уже в продаже.

Открывает фестиваль комедия-балет театра «Буфф де Нор» (Франция) «Мещанин во дворянстве» (ср 13 — сб 16 мая, на сцене Театра им. Моссовета). В качестве режиссера выступает известный артист французского театра и кино, сосьетер театра «Комеди Франсез» Дени Подалидес. Мольеровский сюжет о господине Журдене, мечтающем о дворянском титуле и ради него готовом «продать» собственную дочь, Подалидес решил не менять. Пьеса поставлена так, как было задумано Мольером: все многочисленные балетные дивертисменты — на своих местах. Драматические артисты с танцами отлично справляются, а мировая пресса в голос твердит, что спектакль похож на пышный праздник. Отдельный плюс — декорации и костюмы. Эрик Рюф выстроил на сцене целый дворец, а сам Кристиан Лакруа  переодел нгероев в расшитые бисером камзолы и водрузил им на головы «трехэтажные» парики.


«Музыка и танец занимают основное место в этой постановке. Когда они вступают в свои права, наступает настоящее счастье». Le Figaro Magazine


Следом стартует самый масштабный проект фестивальной афиши — спектакль «Война» (пн 18, вт 19 мая, Театр им. А.С. Пушкина). В его основе сразу несколько литературных произведений: роман «Смерть героя» Ричарда Олдингтона, «Илиада» Гомера и «Записки кавалериста» Николая Гумилева. Копродукция Чеховского и Эдинбургского международных фестивалей и SounDrama Studio, этот театральный эпос посвящен столетию начала Первой мировой войны. В Европе он произвел эффект разорвавшейся бомбы. Артистам (включая российских звезд первой величины — Евгению Симонову, Елену Шанину, Валерия Гаркалина, Игоря Ясуловича) пришлось освоить и непростую хореографию (Сергей Землянский), и агрессивные вокальные партии (Артем Ким). О том, что в войне нет никакой поэзии, они в буквальном смысле кричат со сцены. Еще сто очков спектаклю добавляет сценография Максима Обрезкова — снятая с потолка хрустальная люстра лежит на середине сцены, как будто напоминая, что «бал окончен навсегда».


Режиссер Владимир Панков: «Вопрос, который я задавал себе, приступая к постановке, состоял в следующем: „Нужна ли человеку война вообще?“… Этот вопрос не адресован конкретному человеку. Мы задаем его правительствам и богам».


Важным гостем столичного смотра станет спектакль Республиканского театра белорусской драматургии (вс 24, пн 25 мая, на сцене Театра им. Моссовета, на белорусском языке). Режиссер Шамиль Дыйканбаев (Кыргызстан) поставил пьесу минчанина Дмитрия Богославского «Тихий шорох уходящих шагов» (она вошла в шорт-лист Независимой литературной премии «Дебют»). Это полуфантастическая мрачная история о том, как дети умершего отца ведут борьбу за его дом. Настроение пьесы часто называют «чеховским» — то же чувство глубокой тоски и жалости к людям. Сюжет абсолютно непредсказуем, и заранее мы секреты не раскроем. Скажем только, что смотрится спектакль как первоклассное артхаусное кино.


«Непростая история о том, что действительно важно. Семья, родина, жизнь и смерть, неуверенность и бесконечные скитания в поиске ответов».
dverifest.org


Любимцы московской публики и завсегдатаи Чеховского фестиваля, Компания Филиппа Жанти, французского режиссера, хореографа и кукольника, привозит в Москву спектакль «Не забывай меня» (сб 23 — вт 26 мая, на сцене Театра им. Моссовета). Его премьера состоялась в 1992 году во Франции, а в 2012-м стартовала обновленная версия с норвежскими артистами. Под нежную музыку Рене Обри танцовщики обнимают огромных кукол и друг друга, занимаются любовью под лавиной из белого шелка, взлетают на шелковых крыльях и передвигаются по «снегу» на смешных лыжах. Сам Жанти признался, что ему наконец удалось поставить собственные сны.


«Жанти уносит нас в другие миры, на крыльях своей визуальной поэзии, которой нет равных, и которая доступна всем, от 7 до 107 лет».
Le Mond


Легендарная танцовщица Мария Пахес покажет спектакль-версию истории Кармен (чт 28 — вс 31 мая, на сцене Театра им. Моссовета). Звезда фламенко видит героиню не роковой соблазнительницей и не хитрой воровкой. Ее Кармен — обычная женщина, такая же, как миллионы других. Пахес танцует страсть к мужчине и последовавшие за ней боль и разочарование. А зритель затаив дыхание следит за движениями неистовой танцовщицы, летающей по сцене в роскошном полупрозрачном платье. Спектакль очень красивый и абсолютно понятный — как балетным критикам, так и домохозяйкам. Любопытная подробность — со сцены звучат стихи Сафо, Танеллы Бони, Эдит Седергран и Марины Цветаевой.


Мария Пахес: «Я не согласна с традиционной трактовкой образа Кармен, которую придумали мужчины для выражения своих страстей».


Аргентинская труппа «Танго Метро́полис Данс Компани» привозит в Москву свою знаменитую постановку «Танго и ночь» (пн 18 — чт 21 мая, на сцене Театра им. Моссовета). В спектакле заняты десять танцоров-виртуозов, которым аккомпанируют пятеро музыкантов во главе с Даниэлем Бинелли, играющим на бандонеоне (разновидность гармоники). Помимо сложнейших танцевальных па, нельзя не отметить потрясающие костюмы и тонкую работу со светом. Красиво — глаз не оторвать.


«Публика была сражена совершенством техники этих бесподобных танцоров. Их ноги переплетались, взлетали и скрещивались со скоростью, потрясающей воображение, и притом без единой промашки».
Le Progrès


Международный Чеховский фестиваль
ср 13 мая — пт 17 июля

Кассы фестиваля:
Леонтьевский пер., 21/1

(495) 223-96-51, 223-96-50
пн–пт 12.00–19.00, сб 12.00–18.00
Полное расписание, адреса площадок, бронирование билетов на сайте www.chekhovfest.ru
Билеты: от 1500 р.