Посмотреть три европейских столицы за пять дней и ничуть не устать — выполнимая задача в круизах из Санкт-Петербурга.


Истину, что провожают пароходы совсем не так, как поезда, москвичи проверяют нечасто. Однако есть минимум три аргумента изменить положение. Во-первых, аналитики турбизнеса вопреки сводкам о проблемах лайнеров отмечают всплеск интереса к круизам. Во-вторых, жизнь внятно диктует формат «много, быстро, комфортно», а круиз отвечает ему стопроцентно. В-третьих, непривычный для сухопутной Москвы способ передвижения всерьез освоили петербуржцы — в дорогу морем пускаются скромно одетые бабушки с бигуди и семьи в трех поколениях. «В-четвертых» оставим за скобками, поскольку это аргумент иррациональный: подсчитано, что российский турист всегда готов рискнуть спокойствием. То ли русское «была — не была», то ли весь наш буйный быт толкает «руссо туристо» поперек исламистов в Египет и поперек цунами в Таиланд. Впрочем, здравый смысл диктует: шанс попасть в переделку в круизе и впрямь ничтожен по сравнению с тем же шансом в родном мегаполисе, где полно опасностей по дороге с работы домой.

Морские ворота

Самое приятное в дороге из Москвы в Петербург то, что стоимость и комфорт передвижения можно менять до бесконечности. Оптимальный выбор — идущий из центра в центр «Сапсан», воображулистый, с упаковкой наушников для просмотра кино, сонным Wi-Fi и европейскими ценами в вагоне-баре. В Питере с Московского вокзала надо нырнуть в метро и доехать до станции «Василеостровская». А там уже рукой подать до открытого специально для круизных судов Морского вокзала. С него регулярно отчаливают лайнеры компании St. Peter Line — Princess Maria и Princess Anastasia по маршрутам «Санкт-Петербург — Хельсинки — Стокгольм — Таллин — Санкт-Петербург». Будьте готовы к тому, что одновременно с вами на «принцесс» могут набиться 2000 пассажиров. В теории это впечатляет. На практике, к счастью, такого нет: лайнеры отнюдь не забиты под завязку — по крайней мере, сейчас, в невысокий сезон. Между тем и откладывать открытие Скандинавии морским путем «на потом» не стоит: русские путешественники осваивают этот доступный и комфортный способ махнуть в Европу ударными темпами.

Плавучая радость


Вряд ли вам захочется запереться в каюте, когда вас ждет такой променад по палубе лайнера.

На борту «принцесс» есть комфортабельные каюты разных классов. Не страдающим клаустрофобией экономным можно селиться в номера для двоих-четверых без иллюминатора — цены подвигнут вас ехать в тур немедленно. Впрочем, и для экономных, и для тех, кто ценит вид в иллюминаторе, на борту есть чем заняться. Рестораны со шведским столом и хорошей кухней, бары с выбором напитков, кофейни с десертами. А также SPA-центр, тренажерный зал, салон красоты, кинотеатр, игровая для детей и магазины Duty Free. Есть и ночная шоу-программа от артистов Петербургского мюзик-холла, без откровений, но вполне профессиональная. Бар, где дают представления, расположен в хвостовой части, так что у любителей поспать под волну проблем не будет. Но валяться с книжкой в номере, прямо скажем, не тянет. Гораздо приятнее поболтать во временной компании за чашкой кофе, кружкой пива или бокалом вина о чем-то необязательном, поглядывая на прибрежные огоньки и высматривая на темной глади другие лайнеры — такие же белоснежные, большие, ирреальные.

Тихий Хельсинки


Вырубленный в скале собор в Хельсинки.

Петербуржцы давно переиначили старую советскую поговорку: курица не птица, Хельсинки не заграница. На самом деле центр столицы Финляндии отчетливо похож на Петербург, только он гораздо скромнее. Не империя, а так, провинциальный клон — вид с Сенатской площади на все четыре стороны говорит о том внятно. На улицах немного людей и машин, пробок вообще не замечено, если не считать пробкой зажатость на узкой улице, когда впереди неспешно едет трамвай. Трамвай вообще отвечает духу этого города гораздо точнее автомобилей, в центре никто никуда не спешит. Время можно потратить в многочисленных безлюдных магазинах (оформляйте чеки такс-фри, прямо на пароме вам без проблем вернут законные проценты). Можно прямо на Сенатской заглянуть в кафедральный собор. А можно, проникшись местной неспешностью, еще и подумать о финском характере: после всех полученных от России обид посреди главной площади красуется памятник Александру II — за заслуги перед финским народом. Мораль: умение помнить хорошее и забывать плохое бережет нервы и хорошо сказывается на архитектуре.

Где живет Карлсон


Стокгольм — множество островков, соединенных мостами.

Стокгольм покоряет сразу. Город на островах величественен, чтит свою историю без фанатизма, но заботливо и, по ощущению, уважает и себя целиком, и каждого своего жителя в частности. Язык не повернется обозвать Стокгольм мегаполисом, хотя, конечно, со смотровых площадок в центре города видны не только прекрасный музейный остров и разноцветные шпили старых строений, но и реплики современной архитектуры. По программе тура можно продлить обзорную экскурсию походом в королевский дворец. Настоятельно рекомендуем. По величественности и помпезности он уступает более известным королевским домам. Но дворец старейшей в Европе шведской королевской династии очаровывает здравым смыслом и чувством собственного достоинства. Это немногий из дворцов, по сей день используемых теми же хозяевами и по прямому назначению. После дворца можно отправиться в музей Васа со знаменитым корпусом затонувшего корабля. А можно пойти пешком по Гамла Стану — Старому городу. Здесь есть узкие островерхие домики и улица шириной с пику конного всадника, и «новая старина» конца XIX — начала XX вв. В крошечном домике на крыше одной такой громады жил Карлсон — хороший гид обязательно вам его покажет.

Крыши Таллина


В столице Эстонии трудно отделаться от дежавю — многие ракурсы Старого города, средневековые стены и уж точно знаменитая «Толстая Маргарита» знакомы как минимум по киносказкам. Достоинства экскурсии в Таллин — Старый город расположен в двадцати минутах пешей прогулки от порта, и потеряться в нем невозможно: как ни плутай в старых улочках, по главным «старинным высоткам» путь обратно отыщется легко. Гид развлечет историей Ганзейских городов и байками о «Братстве черноголовых». В старом Таллине горожан почти нет. Есть посольства и все для туриста — кофейни, галереи, музеи, лотки с сувенирами. По беглому впечатлению все слишком ориентировано на приезжих, но, отвлекшись от мишуры, посмотрите на старые башни: эти не самые эффектные боевые посты по сохранности одни из лучших в Европе.

Домой, домой

Возвращение в Петербург обещает смешанные чувства. С одной стороны — домой всегда тянет. С другой — хочется еще. С третьей — по интенсивности впечатлений кажется, что провел в пути не три дня и четыре ночи, а минимум неделю. Самое необычное чувство: кажется, что все это время ты ни разу не спешил. И хотя понятно, что это лишь прекрасная иллюзия, за этим чувством — северного моря, нового утра, благородных столиц — хочется вернуться снова.


Санкт-Петербург — Хельсинки — Стокгольм — Таллин — Санкт-Петербург

  • Морской круиз: 10 000–40 000 руб. за 5 дней/4 ночи за 2-местное размещение в зависимости от каюты б/с проезда до СПб.
  • Оформление визы: 10 дн.
  • Где купить: www.1001tur.ru.

Что посмотреть

Гордость Хельсинки — вырубленный в скале собор. Его акустике может завидовать любой концертный зал.


Где поесть

Погребки Гамла Стана в Стокгольме уважают северную кухню с сельдью и морошкой и радуют порциями «для викингов».


Что купить

В таллинском переулке Катарины можно купить сувениры «с пылу с жару». Их изготовят у вас на глазах, прямо в мастерских гончаров или стеклодувов.

Редакция благодарит за организацию поездки сеть туристических агентств «1001 тур», предлагающую широкий выбор круизов, в том числе по Скандинавии.