DJ Paul van Dyk
Пол Ван Дайк в своей области мэтр никак не меньшего калибра, чем его однофамилец-художник. Номинант на «Грэмми», автор саундтрека к фильму Zurdo и вообще, по мнению многих, диджей номер один в мире. Скромный восточный немец, перебравшись в начале 90-х за Берлинскую стену, непостижимым образом стал первым континентальным трансером планетарного масштаба. Он существенно раздвинул границы жанра, создал кучу лейблов и воспитал последователей, а его релизы 45 RMP и Seven Ways навечно в Зале Славы электронного искусства.
Пол ван Дайк вырос в восточном Берлине, где его знакомство с культурой «по ту сторону» Берлинской стены осуществлялось посредством тайного прослушивания популярных, но запрещенных радиостанций Западной Германии RIAS и SFB, а также записей, которые провозили в страну, как контрабанду, а затем распространяли среди своих школьных друзей.
Вскоре после падения стены, Пол и его мама получили разрешение покинуть Восточную Германию и переехали жить в Гамбург к тетке Пола. Позднее мать Пола сказала, что их буквально вышвырнули из Восточной Германии, дав сутки на сборы. В 1990, Пол вернулся в Берлин. Его первое выступление, как DJ, состоялось в клубе Tresor в Марте 1991. Вскоре у Пола появился шанс выступить на известных вечеринках Juergen Kramer в клубе Turbine вместе с популярным молодым исполнителем DJ Кид Пол (Kid Paul). Шоу назвали Paul vs. Paul. Стиль Пола привлек внимание Cosmic Baby и они объединились под названием The Visions of Shiva.
В феврале 1993 ван Дайк и Кид Пол вели выпуски еженедельной трехчасовой программы радио HR3 Clubnight. Эти программы слушала обширная аудитория по всей стране. Выпустив, второй и последний сингл Visions of Shiva How Much Can You Take?, Пол ван Дайк и Cosmic разделились. К концу лета Пол выпустил свой первый DJ-микс X-Mix-1 — the MFS Trip, а также сделал ремикс на классический транс-гимн Love Stimulation.
Растущая популярность вечеринок Dubmission привела к изменению места их проведения. Сначала это было Cafe Moskau, а затем более просторный клуб E-Werk, где Пол стал регулярно проводить свои выступления.
В 1994 Пол выпустил The Green Valley EP, Pump This Party and Emergency 911. Тем временем, для выступлений требовалось множество ремиксов, и его знакомства с исполнителями, такими как New Order и Reeder, дали возможность Полу сделать микс на трек «Spooky» из альбома Republic. После долгих уговоров Reeder, он вместе с Джонном Климеком (Johnn Klimek) и VOOV наконец записал свой дебютный альбом 45RPM. Reeder также составил треклист альбома, дизайн, а также и название: 45 RPM отражает скорость вращения виниловых дисков, которые обычно использовались для танцевальной музыки.
Reeder составил альбом Seven Ways (Семь путей) который закрепил за Полом звание «пионера» транс-музыки. Это было первым выдающимся успехом Пола ван Дайкa в Великобритании. Reeder успешно договорился со своим старым другом Робом Диконом (Rob Deacon) о публикации альбома в Великобритании.
Синглы Forbidden Fruit («Запретный плод») и Beautiful Place («Чудесное место») сначала не произвели большого эффекта, но с выпуском альбомов Seven Ways и Words произведения ван Дайка стали все чаще привлекать внимание, особенно на волне клубного подъема в Великобритании. «К тому времени, как они поняли, что я немец, было слишком поздно!» — сказал однажды Пол ван Дайк.
В 1998 альбом 45RPM был заново выпущен в Великобритании и достиг № 1 в рейтингах. Чтобы отметить это событие и поблагодарить несуществующий уже E-Werk, Пол выпустил ремикс For An Angel. Ван Дайк стал резидентом в клубе Gatecrasher, Шеффилд; он также провозгласил себя борцом против наркотиков. Это же время было отмечено появлением футболок с надписями «No E, Pure PvD» (Нет экстази, только PvD), а также журналистам было сделано небольшое замечание об отсутствии в окончании имени Пола английской буквы Е (Dyk, вместо Dyke).
Пол ван Дайк покинул MFS Records и стал контролирующим акционером новой Vandit Records. В 2000 Пол слегка сменил свое направление на мелодичные, предназначенные для танцпола произведения. Таким альбомом стал Out There And Back, который включил в себя хит «Tell Me Why (The Riddle)», созданный в содействии с Saint Etienne. Его первый микс-альбом The Politics of Dancing вышел в 2001 году. За выходом последовал мировой тур, выход DVD Global (2003) и мексиканского фильма Zurdo, для которого ван Дайк сочинил саундтрек.
Альбом Reflections (2003), навеянный поездкой Пола в Индию, стал более меланхоличным. В него вошел сингл Nothing But You, созданный при содействии с Hemmstock & Jennings. Альбом был представлен на премию Гремми, как лучший альбом электронной музыки. Микс-альбому The Politics of Dancing 2 (2005) предшествует сингл The Other Side.
Пол ван Дайк проводит шоу на радио Fritz каждую среду в 20:00 GMT (московское время минус 2 часа), а так же ведет еженедельное радиошоу Vonyc Sessions.
Произведение Пола ван Дайка Connected (Motomix 05) в 2003 году стало визитной карточкой линейки новых полифонических телефонов Motorola, которую начал Motorola C350.
Пол женился на Наташе ван Дайк (Natascha van Dyk), которая также появляется на некоторых из его релизов.