Литры ненатурально алой крови, оторванные конечности, местные финские праздники и оголтелые соотечественники на шоппинге — в российский прокат выходит картина «Шоппинг-тур», повествующая о приключениях русских в Финляндии.

Обаяние фильма, его оригинальность и главная странность таятся уже в абсурдном сюжете о группе русских туристов, отправившихся в Финляндию за покупками и попавших в лапы людоедов. Оказывается, есть один день в году — день летнего солнцестояния, — когда каждый финн, по древней традиции, должен съесть иностранца. И день, когда разворачиваются события картины, — именно тот день. Фильм снят на мобильный телефон одним из героев — 15-летним мальчиком, которому мама на окончание 8-го класса подарила мобильник и поездку в Финляндию.

Главные роли отданы на откуп хорошо знакомым и неистово любимым петербуржцами актерам Небольшого драматического театра под руководством Льва Эренбурга — , Татьяне Рябоконь и Вадиму Сквирскому. Существуя в спектаклях Эренбурга зачастую в жанре черной комедии, актеры привносят его настроение и в фильм Брашинского. Получается умопомрачительно смешной и одновременно трогательный ужастик, трэшеовое кино о финских людоедах, 70 минут бреда. «ВД» поговорил с режиссером и актерами об этом обаятельном и обескураживающем своей странностью фильме, чтобы понять, в своем ли его создатели уме.

Как это вообще может прийти в голову?

Михаил Брашинский, режиссер: А как нам вообще в голову приходят идеи? Мы не знаем. Мне было интересно рассказать несколько историй. У меня так часто в жизни бывает: есть несколько историй, которые должны соединиться в одной точке пространства и времени. Когда это происходит, у меня рождается замысел фильма.

В случае «Шоппинг-тура» я хотел рассказать, во-первых, историю мамы и сына, которые едут в путешествие после того, как умер их папа. Во-вторых, хотел снять фильм почти без денег, не будучи ни от кого зависимым. Наш фильм в итоге стоит 70 тыс. долларов, а это не так уж и много. И, в-третьих, у меня была смешная идея про финских людоедов.

А вообще этот фильм для меня очень личный. Он носит автобиографический характер и рассказывает, в первую очередь, об отношениях мамы и сына.

Что за странный сценарий?

Татьяна Колганова, актриса, исполнительница роли мамы: Михаил Брашинский несколько лет назад сообщил мне, что собирается написать сценарий «на меня». Любой артистке, несомненно, польстит такое предложение. Но, поскольку он не единственный режиссер, который мне это говорил, и при этом ни один из них не выполнил того, что обещал, или хотя бы того, на что намекал, я решила, что с Брашинским будет аналогичная история. «Хорошо, пишешь и пишешь», — подумала я. «Это, видимо, такой комплимент мне как актрисе, просто очень странно выраженный», — решила я и забыла.

Прошло несколько лет, и Миша позвонил мне. Я обалдела! Думаю: «Что же там за сценарий?» Он говорит: «В фильме будут интересные и сложные взаимоотношения матери с сыном, почти автобиографическая история». Я представила себе потрясающую мелодраму про нелегкие семейные отношения, свою оскароносную роль. Но когда стала читать сценарий, чуть не упала со стула. Я не поверила своим глазам, перечитала еще раз и стала дико смеяться. Все это показалось мне удивительным сумасшествием.

Но эта история не просто хулиганство ради хулиганства, — я увидела в ней и глубокий смысл. Михаил Брашинский — человек умный, тонкий, интеллигентный, вышедший из критиков, за его хулиганством всегда присутствует мысль. Еще и поэтому мне стало интересно попробовать сыграть эту роль.

Вадим Сквирский, актер, исполнитель роли человека, убитого битой: Честно говоря, не помню, читал ли я вообще сценарий.

Татьяна Рябоконь, актриса, исполнитель роли гида: Прочитав сценарий, я очень удивилась. Таня (Татьяна Колганова — прим. ред.) приглашала меня в фильм с формулировкой: «Ну, если ты захочешь в этом участвовать…». Я подумала: «Что же там за сценарий?» Прочитала его и поняла, что он очень, очень странный. Но согласилась, потому что компания была прелестная. К тому же, что получится в результате — ведь никогда никому неизвестно.

В фильм — по дружбе с режиссером

Михаил Брашинский: Я выбрал актеров НДТ, потому что они прекрасные актеры. И еще — они мои друзья, а это важно. Отношения между людьми, которые делают фильм, подчас не менее важны, чем отношения на экране. Я хочу делать фильм с людьми, которые мне приятны.

Вадим Сквирский: Я попал в этот фильм благодаря дружбе с режиссером и родству, не кровному, с моей супругой Татьяной Колгановой.

Татьяна Рябоконь: Поучаствовать в этой истории меня пригласила Таня, потому что мы работаем в одном театре.

Татьяна Колганова: Безусловно, мы очень весело проводили время на площадке. Это только помогало работе. Было бы ужасно, если бы мы всерьез относились к работе над фильмом: «Давайте все бояться, мы же снимаем кино про страшных людоедов! Нет, было смешно. Мы постоянно думали: «Господи, какой кошмар, что мы делаем?!!»

Метафоры о людоедах

Вадим Сквирский: Мой персонаж называется «Человек, убитый битой». Его съедают в самом начале, но мне не обидно, что он так быстро покидает сюжет, ведь это история на двоих человек.

Татьяна Колганова: Сюжет прост, но не тривиален: два человека — мама и сын — в сумасшедших, немыслимых обстоятельствах. И это действительно острый жанр. Не припомню, чтобы в России с таким работали, честно говоря. Не хотелось бы пошлить на тему всевозможных метафор, но мне неявный смысл истории увиделся в том, что у героев месяц назад умер глава семьи. Моя героиня потеряла любимого мужа, ее сын — отца.

Очень тяжелый для них период. Это небогатая семья, это понятно. Они никогда не были за границей. Мать покупает самые дешевые путевки, покупает то, что она может себе позвонить. И это — шопинг-тур. Только для того, чтобы хоть куда-то уехать от проблем, избавиться от тяжелых мыслей, увидеть заграницу. Но они оказались в мире без отца, без защитника, в страшном мире, который кусает, жрет. Ты можешь выжить в нем, только если сам будешь кусаться. И это самое страшное. Главные герои, видимо, были настолько парниковые, отец настолько их оберегал, что… ммм… простите, вылетело из головы. Я просто увидела шубку у девушки и задумалась, не нужна ли мне такая! (Смеется). Я, кажется, говорила о метафорах? Ну, понятно, думаю, что я имела ввиду.

И что из всего этого получилось?

Татьяна Рябоконь: Мне сложно судить об этой картине абстрагировано, потому что мы чудесно провели время в Финляндии. Это была интересная компания прекрасных талантливых людей. Но я понимаю, что фильм не может вызывать однозначной реакции. Он странный. И вообще, я думала, это фильм ужасов, а получилась какая-то комедия, на мой взгляд, но с весьма превратным чувством юмора.

Вадим Сквирский: Мне фильм понравился.

Татьяна Колганова: Вы хотите спросить, не стыдно ли мне?

Михаил Брашинский: Если бы я не был удовлетворен фильмом, я бы вам его не показывал.

P.S. Финны

Татьяна Колганова: Никто ничего против финнов не имеет. Они не только прекрасно приняли фильм на одном из финских фестивалей, но еще и сами снимались в нем. Всем ясно, что их каннибализм — это только юмор.