Микроавтобус Светланы Сургановой. Мы едем после питерского концерта провожать ее на следующий – в Москву. Музыканты подшучивают друг над другом и дурачатся: «А давай поп-певца из тебя сделаем? Будешь как Стас Михайлов… Страз Михайлов!». Второй тут же подхватывает: «Я Страз Михайлов! Почему вы играете куплет, у меня – только припевы!».

Все мы не прочь пошутить, просто чаще всего наши шутки остаются внутри маленькой компании. Для ребят из группы «ГЛОМ!» делать пародии и открыто «прикалываться» над коллегами стало работой. Таких смельчаков на русскоязычной сцене совсем немного. На протяжении вот уже более 20 лет группа «Красная плесень», чей лидер, к слову, выходец с Украины, сдабривая тексты самых разных песен откровенно непристойной лексикой, перепевает их не просто на чистом русском – на русском матерном. Группа «Бони Нем» превращает обычную «В лесу родилась елочка» в угрожающий металл-хит, как будто бы подражая легендарным «Rammstein». Кто еще отваживается на «стеб» и есть ли цензура на сегодняшней сцене, «ВД» спросил лидера «ГЛОМ!», петербуржца Всеволода Москвина.

Предыдущий ваш концерт был в шутку анонсирован как «совместный со Стасом Михайловым». Чего на Стаса-то ополчились? Ведь на самом деле выступали с сольником.

Мы преследовали конкретную цель – привлечь как можно больше народу на концерт. Пришло, кстати, человек на 10 больше, чем обычно. На
гонораре это, к сожалению, не отразилось.

Расскажи, с чего вообще начиналось все? Как родилась группа, решение пародировать, над кем первым пошутили?

В 2004 году мы в университете с моим другом Яриком спародировали песню Кипелова «Я свободен», переделав ее под песню человека, заканчивающего университет. Это был очередной «День Филолога и Восточника». В первый раз мы с другом Бобом переделали наш yниверситетский гимн под стиль польки, во второй – того самого Кипелова. Успех был грандиозный, и мы решили создать пародийную группу.

А когда ты понял, что пришла популярность?

А мы популярны разве? На самом деле, я понял, что мы известны, когда нашу песню «Рэппер Сева», пародию на Сяву, поставили на дискотеке. Катарсис – слишком слабое слово для того, что я испытал тогда.

Что за дискотека?

Это был дискач на Думской, а быть популярным на Думской – это тренд, милая, тренд! Предложения повалили, в клубах наливали бесплатно, Сява приглашал с ним выступить, мы согласились, выступали на разогреве.

А другие герои как реагируют? Письма с проклятиями, звонки с угрозами?

Пока что все отзывы были сугубо положительные! На угрозы просто не обращаю внимания: ну, подожжет Дима Билан мне квартиру, новую куплю – популярные же!

За «коллегами по жанру» следишь?

Мы недавно познакомились с Александром Пушным, который нас даже позвал к себе «разогревать» публику. Любим его. Коллег по жанру очень уважаю, но считаю, что мы все-таки рознимся... То есть, я не думаю, что кому-то мы напоминаем «Бони Нем». А своим учителем я считаю американского пародиста «Странного Эла» Янковича, с которого я содрал весь имидж, включая аккордеон. Кстати, недавно он прислал мне видеопривет: так получилось, что он знает про нас.

А кто ты по образованию?

Я филолог-богемист, специалист по чешскому языку и литературе. Часто езжу в Чехию к своим друзьям. В последнее время стал ездить по работе, выступать с Иваном Младеком, автором бессмертного хита «Йожин с бажин», с которым очень тесно дружу в последнее время.

Сева, скажи, на твой взгляд, есть все-таки какая-то цензура у нас на сцене? Есть рамки – насколько далеко можно зайти?

Это может показаться смешным от автора фразы «Не читал Бальзака – по *** на-ка!» (из песни «Рэппер Сева» – здесь и далее – «ВД»), но я категорически против мата в творчестве. Я считаю, юмор может быть веселым и без обсценной лексики. Просто эта фраза являлась прямой пародией на фразу Сявы «Кинул пацана» («Кинул пацана? По *** – на!» поет Сява в своей «Бодрячком»), и именно она стала популярной. На концертах мы весь мат «запикиваем», что, впрочем, не мешает нашим маленьким зрителям все равно горланить матерные фразы в нужных местах. На выходе мы их штрафуем. (Улыбается). И вообще дело не в рамках, а присутствии или отсутствии вкуса, с которым сочиняются те или иные шутки. Я знаю много прекрасных образчиков черного юмора, которые не стыдно рассказывать в обществе, потому что они отлично придуманы.

Например?

Автор моей любимой «черной шутки» – опять-таки Иван Младек: «...Его посадили в тюрьму за то, что он изнасиловал глухонемую. И после этого сломал ей обе руки, чтобы не проболталась». Сам я испытываю дискомфорт, когда плохо и неумело шутят на религиозные темы. Но опять-таки, в большинстве случаев это отсутствие такта и вкуса.

Почему же так мало сейчас появляется новых хороших имен в русской музыке?

Мне кажется, проблема состоит в том, что очень много молодых русских артистов пытается копировать западные группы: начинают сочинять
лоу-фай («lo-fi», от английского «low fidelity» – низкое качество) музыку, плохо петь на английском и так далее, что несколько сбивает культурные ориентиры и уменьшает количество артистов, над которыми мы могли бы поиздеваться. Но на самом деле и хорошей русской музыки тоже много, так что переживать не стоит.

А у группы «ГЛОМ!» есть свои песни, или только пародии?

Есть, но мало. Поскольку у нас нет и никогда не было продюсера, нам сложно долго вплотную заниматься записями и оригинальным материалом. Но мы работаем над этим, честно-честно.

Так что же для тебя «ГЛОМ!» – работа или хулиганство?

Сам концерт – работа, то, что происходит на концерте, – хулиганство!