Электронная музыка в России приобретает всё больше поклонников среди слушателей разных возрастов, социальных слоёв и религиозных убеждений. И хотя предпочтение по-прежнему отдаётся зарубежным исполнителям, отечественные диджеи продолжают усердно трудиться, дабы прославить российскую индустрию электронной музыки, а вместе с тем и себя.

Как новичку пробиться в клубном мире, есть ли польза от школ для диджеев? «ВД» направился к диджеям Петербурга и узнал подробности о ситуации на сцене и за кулисами электронной музыки.

Александр Moralez

Арт-директор клуба «Jesus», диджей:

– Для того чтобы стать хорошим диджеем, необходимо быть первоклассным аудиофилом, то есть любить разную музыку и хорошо в ней ориентироваться. Технические азы можно привить и обезьяне, что нельзя сказать о музыкальном вкусе, так что очень спорно – нужны ли эти школы или нет.

Дмитрий

Директор школы «Club Masters»:

– Ко мне приходят люди не моложе 18 лет – совсем уж маленьких я не беру, бывают и лет под тридцать, и у 99% из них целей нет. Сегодня они идут на курсы диджеинга, завтра пойдут суши готовить. В школе примерно 20 человек, базовый курс стоит 8 тысяч рублей. Неужели ты думаешь, что за 8 тысяч кто-то станет крутым диджеем? Люди равняются на конечный результат, но при этом забывают, сколько усилий затратили известные музыканты за весь путь к успеху.

Александр Плетнев

Участник проекта IFWE:

– У меня скептическое отношение к таким школам. Сейчас проще самому купить оборудование и тренироваться дома. Цена вопроса – две средних зарплаты.

DJ Антон WATT:

– Интерес к музыке у меня появился где-то в середине 90-х, а началось все с простой вечеринки, на которой я был обычным гостем. Увидев человека, стоящего за пультом, мне захотелось попробовать делать то же самое. Через некоторое время купил свою первою techno-пластинку. Увидел рекламу о школе DJ, приехал, всё узнал, прошел нужный конкурс – и вперед!

– А что за школа?

– Школа студии Sound Track, находилась она тогда в СПбГУТ им. М. А. Бонч-Бруевича, там я познакомился с людьми, с которыми в дальнейшем играл на малоизвестных площадках города, ходил на тусовки, слушал известных на тот момент диджеев. После окончания школы стали постоянно играть в нескольких заведениях. Тогда я и понял, что надо продолжать, хотя денег особых сие творчество не приносило. Так, за идею, для души, как говорится.

– А какие тобой возлагаются надежды на индустрию электронной музыки в целом и на отечественную в частности?

– Если говорить о коммерческих проектах, то, конечно, их стало гораздо больше, чем в то время, когда я начинал, а вот underground стал терять позиции. Да, конечно, сейчас проводится предостаточно мероприятий на основе электронной музыки, только атмосфера уже совсем не та, что раньше. Но открываются новые клубы, проекты, да и новые направления музыки подрастают с новыми поколениями исполнителей.

– Ты считаешь, диджейский пульт способен прокормить семью?

– Как сказал один известный диджей, есть деньги – будешь диджеем, нет денег – не будешь. Так что думайте сами! Нужно очень много вкладывать, чтобы что-то получилось. Лично я не живу одной музыкой, хотя, признаться, хотелось бы.

DJ OTDI:

– Сведением треков я увлекся 4 года назад, год спустя решил попробовать написать свой первый трек. Cтало получаться, «зависал» на форумах, скинул пару тем зарубежным музыкантам, начал общаться. Обычно те, кому понравилась моя музыка, скидывали мне свою, со временем мы подружились.

– А сейчас тебе?..

– 18 лет.

– Кто-то помогал в самом начале? Никогда не думал о школах диджеев?

– Нет, о школах я не задумывался, но, должен признать, без помощи друзей я бы учился гораздо дольше. Огромное спасибо Серёже Коваль (DJ Koval).
 
– И какие у тебя планы? Хочешь посвятить себя музыке?

– Не уверен, можно ли жить одной музыкой в России. Понимаешь, тут с электронной музыкой все печально, есть несколько ребят, которые пишут на серьезном уровне, например Proxy, Enei, Subway, но они не получают за это хороших денег, так или иначе, приходится заниматься чем-нибудь еще. Я и сам играю в клубах, но делаю основной упор на публику и на удовольствие. А с точки зрения бизнеса, нужно хорошенько посуетиться, да и умение оказываться в нужное время в нужном месте никогда не было лишним. Например, ребята из Риги как-то пригласили меня выступить на вечеринке, там я познакомился с парнем, который занимается серьёзными рейвами вроде WODB и PS, через пару месяцев он мне написал в Facebook, пригласил в Ригу снова. Чтобы суметь зарабатывать, нужно сперва много вложить. В России молодые современные диджеи работают на энтузиазме, это придаёт живости нынешней картине музыкальной индустрии.