Клубов в Петербурге немало — здесь звучат хаус и диско, техно и драм-н-бейс, фанк и рок-н-ролл, и каждый без труда находит свое. Как же появились ночные клубы и как им удалось стать неотъемлемой частью ночной жизни города — читайте в нашей статье.
От живой музыки к виниловой пластинке
Чтобы ответить на вопрос, как появились ночные клубы на Западе, необходимо углубиться в давнюю историю Америки — именно здесь возникли первые ночные заведения, где звучала музыка, а гости имели возможность потанцевать под любимые ритмы. Первоначально это были джазовые клубы, возникшие в начале ХХ века, где музыка исполнялась вживую. В начале столетия в США существовали так называемые «хонки-тонки» — бары, в которых рабочие отдыхали и наслаждались мелодиями кантри, блюза, буги-вуги. Были также специальные заведения для афроамериканцев, работавших на плантациях, получившие название «джук джойнт».
В 1914 году в Америке был введен «сухой закон», запретивший легальную продажу всех видов алкоголя, и ночные заведения перешли в разряд «подпольных», но не утратили от этого своей привлекательности для желающих как следует повеселиться. Напротив, подобные заведения стали еще более популярны, поскольку именно здесь можно было достать «горячительные» напитки. В 1933 году в закон о запрете алкоголя были внесены некоторые поправки, клубная жизнь вернулась на легальную основу и со временем претерпела существенные изменения: теперь вместо живой музыки в клубах все чаще звучали виниловые пластинки, которые проигрывались на специальном музыкальном автомате. В том же году американская компания Wurlitzer выпустила новую модель такого автомата, на которой можно было проигрывать до десяти мелодий и запускать новую песню в любой удобный момент. Эту машину стали активно использовать в развлекательных заведениях, и тогда же появился специальный человек, который следил за ее работой. Такой человек получил название «discjockey». При помощи музыкального автомата диджей имел возможность «крутить» любую музыку в соответствии с настроением публики или же сам задавал нужный настрой и фактически «управлял» вечеринкой.
К 40-м годам «виниловая музыка» практически вытеснила живых музыкантов из заведений этого рода, а виниловая пластинка стала неотъемлемым атрибутом ночной жизни.
Развитие клубной индустрии в Европе и Америке
К 50-м годам ХХ века клубы в этом варианте уже были широко распространены в разных странах. По некоторым сведениям, первый полноценный танцпол и световые спецэффекты применялись в клубе «Whisky à Gogo», существовавшем в Париже в 1953 году. Здесь же, во Франции, появился термин «дискотека». Постепенно клубная техника развивалась и совершенствовалась, и к 60-м годам стало возможным не просто менять пластинки, но и всячески экспериментировать с записями, проигрывать их в режиме нон-стоп и использовать новые музыкальные спецэффекты. С этого времени диджею отводится особая роль — он становится фактически «лицом» клуба, поскольку от его мастерства зависела и атмосфера, и уровень, и степень популярности заведения.
В 70-е и 80-е годы популярность клубных площадок достигла своего расцвета: клубы стали достойным местом проведения досуга для разных слоев населения и распространились повсеместно. Это была «эпоха диско».
В 90-е клубная индустрия стала уже неотъемлемой частью музыкальной и развлекательной культуры в целом.
Сегодня же в любом городе мира находится немалое количество ночных заведений, специализирующихся на разнообразных музыкальных направлениях, которые в изобилии предлагает современная сцена. Проводятся многочисленные тематические вечеринки, на которых и музыка, и развлекательная программа отвечают какой-либо определенной концепции. Современная клубная жизнь предполагает не только танцы среди гостей, но также разнообразные танцевальные номера на сцене и различный интерактив с публикой. Что касается диджеев, то они давно уже завоевали отдельную нишу в музыкальной сфере — диджей имеет свое лицо и свой стиль, он является в полной мере музыкантом и артистом со своей собственной армией поклонников. Во всем мире широко практикуется приглашение знаменитых зарубежных диджеев, которые способны с успехом «взорвать» танцпол, поскольку настоящая танцевальная музыка интернациональна. Формат нынешних клубов невероятно разнообразен — например, в Праге работает клуб «Tramix», который представляет собой трамвай, ездит по улицам чешской столицы и принимает всех желающих, в Париже существует удивительный клуб «Le Batofar», размещенный в бывшем плавучем маяке на реке Сене, в Швейцарии функционирует клубное заведение «Chlosterli», которое находится в самом сердце Альп, а «Spirito Martini Club» в Брюсселе располагается в здании пустующей англиканской церкви эпохи Возрождения.
Музыкально-танцевальные формы досуга в СССР
В нашей стране клубная культура имела свою собственную специфику развития, отличную от мировой практики. Танцы и клубы долгое время существовали врозь — танцевальные вечера, в основном, проходили в помещении различных Домов культуры, где звучала эстрадная музыка. Клубы же являлись прибежищем неформальной тусовки и местом для живых выступлений джазовых и рок-звезд. Еще в 1964 году в Ленинграде было открыто легендарное кафе «Сайгон», первоначально носившее название «Кафе-автомат», которое в 80-е стало культовым заведением для поклонников рок-музыки. С 1965 года в Ленинграде работал известный джазовый клуб «Квадрат», размещавшийся при разных ДК. В 1991 году стараниями бывшего виолончелиста группы «Аквариум» Всеволода Гаккеля на Васильевском острове был открыт знаменитый клуб «Tam Tam», признанный единственным музыкальным клубом западного образца до 1994 года. Но все это были клубы музыкальные, предполагавшие, в первую очередь, концерты разных исполнителей, а танцевальная культура долгое время являлась частью эстрадных вечеров.
Первая вечеринка, проведенная по всем «правилам» западной клубной культуры, состоялась в 1989 году в ДК Связи на Большой Морской улице: организаторами мероприятия выступили культовые фигуры ленинградского андеграунда — художник Тимур Новиков и ударник группы «Кино» Георгий Гурьянов. На вечеринке присутствовал даже приглашенный гость — некий Dj Янис из Риги, который, по некоторым данным, был тогда чуть ли не единственным человеком в СССР, который умел пользоваться «вертушкой». Подобное мероприятие представляло собой нечто, не имеющее ничего общего с привычными танцевальными вечерами, но весьма интересное для молодежи, которая во все времена стремилась найти то, что соответствовало бы духу юности и свободы.
Постепенно музыкальные клубы и танцевальная культура стали сливаться воедино, а клубные танцы стали восприниматься как одна из самых распространенных форм досуга. Клубы стали все больше походить на западный вариант и со временем приобрели широкую популярность в нашей стране.
Петербург — город музыки и танцев
Петербург стал одним из главных центров развития танцевальной культуры России. В 90-е и 2000-е здесь проходило множество рейвов — массовых танцевальных вечеринок, получивших репутацию самых отвязных тусовок эпохи: «MayDay», «SoundTropolis», «Восточный удар», «Петербургский DJ Parade» и другие. Первое время рейвы были полулегальными и даже раздражали общественность, но со временем получили статус серьезных культовых мероприятий, куда стали приглашать лучших диджеев мира. Например, фестиваль танцевальной электронной музыки «Sensation» является одним из самых главных составляющих танцевальной культуры сегодняшнего Петербурга. Современные питерские клубы славятся разнообразием музыкальных стилей, широким списком имен выступающих звезд мирового диджеинга и большим разнообразием тематических вечеринок (тематика таких мероприятий необычайно широка — от гангстерских вечеров в стиле 30-х до гавайских танцев и пенных вечеринок).
Продолжаем в том же духе!
Начав свою историю сравнительно поздно, когда весь мир давно уже зажигал на танцполах лучших клубов, российская танцевальная культура со временем «догнала» своих европейскую и американскую «сестер» и сделалась столь же яркой и успешной. Причем, в отличие от Европы и США, она сделала это в кратчайшие сроки благодаря таланту и увлеченности своих артистов.