Группа «Пилот» представит в Петербурге свою новую программу «#пилотуженетот!». В преддверии концерта Илья Черт рассказал журналисту «Вашего досуга» о творчестве и вдохновении, о духовных практиках и соцсетях, о своей сольной пластинке и планах на будущее.
Программа большого концерта 17 октября озаглавлена «#пилотуженетот!» — а какой «Пилот» сегодня? Что изменилось, как поменялась ваша музыка?
За 20 лет изменилось все. Когда-то это были дешевый алкоголь, неотпускательные наркотики, полное наплевательство на всех и все вокруг, плюс открытая ненависть к окружающему миру. Спустя 20 лет — это осознание своей истинной вечной природы, следование дхарме и древним ведическим законам, йога, служивая жизнь под Богом. Равно как и в музыке, за 18 лет группа «Пилот» выпустила 14 номерных альбомов плюс еще 5–6 побочных пластинок различного материала. И все эти порядка 17–18 пластинок весьма отличаются друг от друга и музыкальной стилистикой, и тематикой, и настроением песен, и даже манерой стихосложения. То ровно, то кругами, то страшно до коликов, то смешно до слез. Так что вопрос, скорее, заключается в обратном: а что же таки осталось неизменным в группе «Пилот» за эти почти два десятка лет постоянного мутированного роста?
Группе «Пилот» уже 18 лет — серьезный возраст, вы уже давно стали корифеями на рок-сцене. Чувствуете возрастающий груз ответственности?
Мой Учитель по поводу ответственности сказал мне давно и сразу: «Если человек говорит правду по совести, то всю ответственность за его слова берет на себя сам Бог!» Чуть позже к этому добавился лично мой опыт наблюдения; если уж сотни тысяч людей, начитавшись Библии, в свое время пошли убивать, пытать и сжигать заживо миллионы стариков, женщин и детей именем Иисуса Христа (крестовые походы, инквизиция и прочее), то куда уж мне, грешному дураку, рассчитывать на какое-то адекватное понимание? Если уж Иисусу сие не удалось, то куда уж мне? Смешно, ей-богу, говорить об ответственности, когда дело касается слов...
В чем группа черпала вдохновение для творчества раньше и в чем теперь, что цепляет?
Наверное, сама жизнь производит на меня настолько неизгладимое впечатление, что этого с лихвой хватает на несдержание чувств и эмоций. Лично меня до сих пор повергает в трепет сам процесс жизни, как все устроено, как многогранно и многослойно понимание всего, что меня окружает. И каждая мелочь в отдельности. От хрупкости раздавлеваемой человечеством красоты планеты до заранее обреченных надежд на детские мечты. Для меня черпается вдохновение в самой сути жизни — в ее комичной трагедии, в ее фарсе и документальности кадров, в мудрости этого пошловатого анекдота. Это как маленькая девочка, которая, сидя в песочнице, отрывает своей кукле голову, и на вопрос «Ты что, кукол не любишь?» отвечает: «Да я и людей-то не очень». Такого вдохновения на собрание сочинений по философии хватит.
Илья, расскажите о вашей новой сольной пластинке — о чем она, можно ли выделить какой-то лейтмотив? Альбом жесткий, или вы так не думаете? Почему?
Я бы не сказал, что стихотворения под классическую музыку в исполнении фортепиано — слишком уж жестко. И в своей сольной работе, во второй ее части, которая только что выходила как «Аудиостихия 2», я старался обойтись максимум классическими композициями в исполнении скрипок, фортепиано, духовых, нежели в первой части «Аудиостихии», где были в приоритете достижения музыкальной электроники и звуковых эффектов из мира кино и театра. Основным мотивом этой моей сольной работы является как раз описанный выше юмор повседневности, который нас окружает. Некий не очень тонкий намек на комичность всего, что с нами происходит ежедневно в быту, на улице, в нашей собственной голове. И основная мысль — это, конечно, простота сути и цели всего нашего издерганного нервами и неудачами существования, сбызнутого каплями суетного счастья и лишней ложки сладкого.
Творческий кризис: случается ли с вами такое и как вы из него выходите?
Случалось пару раз. Лично я просто начинал искать другую работу. Заранее. Примерялся идти на курсы водителей трамвая, приценивался в сторожа детского садика или в библиотекари. Да и в такси намеревался попробоваться. В монтеры сцены театра. Но Бог миловал каждый раз, и затянувшийся кризис миновал. Стоило отлежаться чуток на солнышке, отплескаться в море и достаточное время побыть в тишине, как со внутренних глубин снова начинали подниматься напевы, обрывки строчек, мелодии, целые фразы и неожиданные озарения... Последний такой кризис продлился почти год, за который я написал всего одну песню и одно стихотворение, но остров Цейлон мне залечил внутренние хвори, и за последнюю неделю отдыха я написал почти весь альбом «13» (выпущенный в 2013 году).
Недавно вы выступали на сборном концерте MEGAFONLIVE, где звучали песни Виктора Цоя и группы «Кино». Скажите, вам близка эта музыка, что-то вас роднит с Цоем?
Так получилось, что детство я прожил в доме, который соседствовал с домом, где жил Витя. Один двор, одна тропинка на остановку, один вид из окна, одни и те же крыши вокруг, один на всех телефон-автомат в будке возле проспекта и один на всех аппарат с газировкой возле троллейбусной остановки. И песни под гитару, которые писал он и которые писал я. Так что, как видите, роднит многое. Но более роднит то, что я всегда считал основой русского рока слово, а уже потом музыку, и в этом я всегда видел отличие нашей русской рок-культуры от всей остальной мировой. Для меня это ни плохо, ни хорошо, а просто по-нашему.
Сейчас наблюдается «мода на ностальгию» — устраивают флешмобы в соцсетях, показывая свои фото из 90-х. А вы скучаете по ушедшему времени? Что вспоминается из тех времен — 90-х и 2010-х?
Я помню напуганных людей, которые, старательно изображая счастье на своем лице, кричали друг другу заведомую ложь и которые в погоне за обещанным коммунистическим раем были готовы пройти по трупам своих же родных и близких, строча на них 4 000 000 доносов. Помню, как втихаря, маленьким мальчишкой, я обменивал винно-водочные талоны на талоны масла и хлеба, чтобы мы прокормились. Я помню, как на свадьбу получил квиток, разрешающий молодоженам купить две бутылки советского шампанского и одну баночку красной икры за сумасшедшие деньги, которые копила вся семья. Я помню, как отец втайне покупал книги поэтов и сам переплетал их ночью на кухне. Я помню, как мать продала столовое серебро и оставшиеся от деда царские монеты, чтобы нам с братом купить еды.
Я помню все это. Хочу ли я вернуться туда?.. Скучаю ли я по тем временам?.. Если бы не мои последующие 25 лет духовной практики, я бы давно проклял эти годы вместе с нелюдью, которая довела нашу страну до этого безбожного мракобесия, чтоб им тошнилось до седьмого колена.
Ваша музыка многим петербуржцам отчетливо отражает настроение города. Скажите, вы бы хотели сыграть роль в фильме о Питере?
Я бы предпочел сначала окончить театральный институт, как минимум, прежде чем совать свою физиономию под объективы камер в сурьезном кинематографе. А то повидал я много любителей поголосить песни на сцене без соответствующего образования, которые тоже, видать, думали, что дело это плевое и десять лет музыкального образования люди от скукоты и безделья получают. Насмотревшись сего, я уразумел, что дальше капустников в кино я вряд ли удачно пойду. Друзьям, я думаю, будет повод посмеяться, но вот остальным будет не до смеху.
Сейчас, например, проходят съемки нескольких режиссеров, короткие фильмы которых будут собраны в один альманах «Петербург. Селфи». Или в каком-то подобном проекте о Петербурге.
Весьма интересная идея. Я вполне могу для одной из этих кинолент попозировать молча в трамвае или посидеть за чашечкой чая в кафе на третьих ролях. Но сыграть именно как актер — я не учился этому у мастеров театрального искусства, а делать что-либо кое-как, спустя рукава меня еще папа в детстве отучил. И печальный последующий опыт доказал, что он был прав. Лучше уж каждый будет делать то, что умеет делать хорошо. Я вот песни пишу и пою, книги пописываю, стихотворения недурственно складываю, массажик могу лечебный сваять умельски, мозги, кои набекрень, вправить своими лекциями некоторым, но и только.
Если возвращаться к названию «#пилотуженетот!», где есть хэштег, а также было упомянуто слово «селфи», такой вопрос: вы пользуетесь социальными сетями и вообще новейшими технологическими разработками?
Я даже с трудом понимаю, о чем вы говорите. Правда, не красуюсь. Я всегда тщательно избегал пользоваться в жизни бусурманскими словами малопонятными, ибо русский язык очень уважаю за его многообразие и ажурность донесения, да и исказить малопонятное можно легко толкованиями, и тогда диалог вовсе теряет всякий смысл. Вот и достижения цивилизации я сильно недолюбливаю в целом. Видимо, «Терминатора» с лихвой пересмотрел в юности. Мне тайга ближе как-то. Приходится порой пользоваться «Контактом» по работе (договоры, переговоры, пересылка файлов музыки и видео и т.д.), но мне это настолько быстро нервы портит, что я все чаще страницу свою удаляю напрочь и все на более долгий срок. А когда я выброшу из своей жизни еще и сотовый телефон, то и вовсе устрою внеплановый праздник свободы и независимости по этому поводу.
Пару слов о том, как вы пришли к духовным практикам (медитации, чтению мантр и пр.) и как они помогают вам в творчестве?
Да просто как-то сразу с детства стало жаль шанс такой упускать, что мне жизнь дали, что в миру родился... Захотелось мне еще в малолетстве понять, для чего ж я тут и зачем по правде. Вот и стал внимательно слушать сначала разум свой, потом совесть свою, потом сердешко, потом чувства анализировать, потом эмоции выяснять... И как-то все пришло само собой к Одному. Не сразу, но светлые люди помогли, ибо спрашивать не боялся, да и спрашивал с уважением и смирением. Вот и сложилось так, что отец был мне первым Учителем, потом в 18 лет я поступил в буддистскую школу Ваджраяны, а затем в 23 года я встретил своего Учителя по ведическому знанию. Так и учусь покуда, стараюсь, язык набекрень. А в творчестве это помогает просто: там, где все сходят с рельс и падают, я также схожу с рельс и падаю, но, в отличие от других, снова встаю и иду дальше, ибо есть ради Кого. Делают-то все одно и то же, вроде как, снаружи, а результат вовсе разный получается, ибо мотивация важнее действия. Можешь и всю жизнь по храмам коленки истирать — и в ад пойдешь, а можно и частушки петь с бубенчиками — и в раю окажешься. Мотив — он в сердце, там и Бог усе видит, для кого стараешься и для чего.
Какие цели ставите себе на ближайшее время?
В бытовых частностях я надеюсь весной следующего года выпустить еще один альбом группы «Пилот» под рабочим названием «Кукушка», посвященный этнической тематике, язычеству и в целом нашей древней культуре. Еще через годик намереваемся закончить пластинку с рабочим названием «Пандора», более традиционную для музыки «Пилота». А в ближайших планах — два больших концерта: в Питере 17 октября, в клубе «А2», и 21 ноября в Москве, в клубе Stadium Live, а также осенний тур по России с программой «ПилотУжеНеТот».