На главном летнем фестивале Петербурга Tinkoff Stereoleto в этом году вновь прозвучат зажигательные мелодии от группы «Биртман». Менеджментом группы занимается Илья Бортнюк — создатель фестиваля Stereoleto. Лидер «Биртмана» Дмитрий Наумов ответил для сайта «Ваш Досуг» на самые главные вопросы о творчестве, музыке и популярности.
Дмитрий, расскажите, как возникла идея создания группы «Биртман»?
Во-первых, мы не называем себя группой, у нас просто проект под названием «Биртман». Во-вторых, это было так давно, что уже сложно вспомнить. В принципе, идея была такая: нужно сделать музыкальный проект, которого нет, ту музыку, которую мы слушаем сами. Чтоб все было весело и задорно. В начале всей этой истории мы вообще снимали фильм, потом что-то искали, что-то записывали, и как-то вот это все вместе и получилось.
Все же Биртман — это выдуманный персонаж?
Мы еще ни разу не подтвердили это, а то, что написано в «Википедии», то там написано. Знаете, скоро мы выпустим большую книгу, и там будут все ответы.
Что сегодня представляет ваш проект «Биртман»? Что в него входит?
Весь проект связан с музыкой, концертами, клипами. Это наше главное направление. А остальное — сопутствующее, которое большого значения не имеет. Это просто такой хороший контент, наверное. Так, на канале в Youtube мы заливаем какие-то ролики, не относящиеся непосредственно к музыке, когда совсем нечего делать и можно создать что-то веселое. Мы ж не блогеры, слава богу. Я бы назвал это документальными зарисовками.
Кто приходит к вам на концерты?
Тут, как и с жанром нашей музыки: как в нашей музыке намешано многое, так и послушать ее приходят все, чтоб повеселиться. Мы делаем радостное шоу, нравится всем. На VIP-местах у нас сидят взрослые состоятельные люди, около сцены — панки и хулиганы, подальше — уже другой состав и девушки. Но когда начинается концерт, они все «опьяняются» в общем танце. Такие дела.
Чем вы и ваши музыканты вдохновляетесь, что слушаете, смотрите?
Мы уже столько всего переслушали, пересмотрели! Как все, как любой человек: что приходит новое, то и слушаем, ну, иногда не слушаем. Сантехник же не играет в группе. У нас у каждого есть свой багаж. Но одно точно объединяет: практически все в нашем составе родились еще в Советском Союзе, так что бэкграунд, так сказать, один: все, в той или иной степени, культурные и образованные люди.
Ирония в вашем творчестве играет огромную роль, верно?
Мы не задумывались об этом. Мы делаем смешно и без матов, что, кстати, настораживает некоторых организаторов концертов. Нас спрашивают: «А вы можете с матами петь?». Но у нас нет таких песен. Просто на сцене происходит такая веселуха, что они думают: вот здесь точно без матов не обойтись.
Это принципиально — без мата?
Нет, это не принцип. Просто так получилось, как-то обходимся без этого. Но это не табу. Все проще. Вообще все легко должно быть — только так и работает.
Вы органично попали в тенденцию ностальгического настроения и воспоминания о ретро 1970-1980-х годов.
В Петербурге существует с десяток проектов, которые работают в стиле ретро. И они никому не известны — они ведь никуда не попали. Я к тому, что у нас нет такой тенденции. Если в интернете проверить определение ретро, то мы получим абстрактное понятие, его вообще не существует. Мне это слово не нравится. Просто потому, что есть что-то вечное. Например, фильм Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Для меня это не ретро, выйди он сейчас — смотрелся бы классно. Или музыка Зацепина. Или вот хороший юмор — разве это ретро? Он и сейчас уместен. Мы же с флагами Ленина не выступаем. Просто есть некие элементы, которые используются, но они используются сейчас и многими популярными современными европейскими группами. Мы даем музыке первоначальное назначение, играем веселую музыку. Не грустим. Самые клевые шутки и песни должны выходить легко. Сейчас мы выпускаем новый альбом.
Расскажите о ваших костюмах.
Это как если прийти на классический спектакль «Три сестры», и плащ на герое будет не XVIII века, а XXI. Можно весь спектакль сидеть и страдать, а можно наслаждаться постановкой. Считаю, что все эти стили — это закулисная часть. Что нужно человеку? Чтобы он во время отдыха послушал нашу песню, и она в этот самый момент сделала ему хорошо, приятно и весело. Эти все вещи неинтересны и скучны. Можно 800 раз обсуждать стиль, а песню при этом никто знать не будет.
Но все же у вас оригинальные костюмы? Откуда они?
Это просто наша одежда, и мы в ней можем пойти пиво попить. Это же ничего сверхъестественного, просто прикольное, то, что отражает юмор. У нас нет костюмов, но иногда покупаем винтажные вещи, которым лет по 40, что-то из ФРГ, что-то из СССР. То, в чем чувствуем себя комфортно. Я понимаю, что у нашего барабанщика дяди Вовы внешность этакого торгаша, мы ему, естественно, — костюм из фильма «Афоня». И вот человек смотрит на него, слушает песню, подхватывает образ, настроение. Мы те еще шмоточники, у нас много чего хранится. У меня коллекция кроссовок Adidas.
Расскажите о планах «Биртмана», пожалуйста.
Летом, думаю, приступим к съемке нового клипа. У нас был еще про диджеев клип, но, к сожалению, его подзапретили, потому он не сильно разошелся. Будем что-то такое делать, незапрещенное. Ну и выступления впереди: на «Нашествии», на Tinkoff Stereoleto.