Удивительно, но несмотря на древнее родство Сербии и России, Дни сербской культуры проходят у нас впервые. Развернутся они в Первопрестольной, а вот стартовали — в Санкт-Петербурге концертом самобытного сербского ансамбля «Балканополис». С его лидером и солистом Слободаном Тркуля нам удалось встретиться перед концертом.
Слободан, в музыке «Балканополиса» соединяются традиции и современность. Как вам это удается?
С первого взгляда мы можем показаться несколько необычными... чуть-чуть сумасшедшими, что ли: у нас странный стиль, даже прически странные — посмотрите на меня! На самом деле, все музыканты «Балканополиса» — профессионалы, практически все имеют магистрскую степень по музыке, а Александр Йованович, который «отвечает» в «Балканополисе» за византийское пение, был в одном из сербских монастырей. То есть люди мы серьезные, потому как задачу ставим для себя важную — стать мостом между традициями, между прошлым и современностью, между разными странами, между между поколениями, между мужчинами и женщинами, наконец...
Но, может быть, к молодому поколению было бы легче прийти через современную музыку?
Древняя культура, православная сербская музыка несет в себе такую силу и красоту, что ни одно современное направление не может ее заменить — она настолько интересна, настолько самобытна, что это покруче любого хита на MTV.
И все-таки как же получилось такое невероятное соединение современного рока, джаза, этно и православных песнопений?
Когда я защищал магистрский диплом, передо мной поставили такую парадоксальную музыкальную задачу: сыграть на саксофоне джаз и в то же время постараться сделать это исполнение близким к традиционной церковной музыке. Я попробовал. И получился такой... православный джаз. Диплом я получил и начал работать в этом направлении — сближения музыкальных культур.
Наверное, вы не только как музыкант симпатизируете православной культуре?
Я, конечно, православный христианин и верю в то, что своей музыкой я прославляю Бога. И, кстати, если я не получаю благословение на свои проекты, то я и не осуществляю их — это принципиально для православного. Некоторое время тому назад, например, я не выезжал на гастроли, потому что стал женатым человеком и должен был стать хорошим отцом (у Слободана уже две дочери — Ирена и Никодима) и мужем.
Вас называют мультиинструменталистом. А на скольких инструментах вы играете?
Приблизительно 15 инструментов. Большинство — духовые: дудук, тамбурица, сербская волынка — гайда, самица... Многие инструменты — самобытные национальные, есть и классические. С собой в Россию я привез 10 инструментов, больше не смог — у меня же только две руки! Для меня из звучание — это как краски для художника, и я выбираю для игры тот инструмент, «краски» которого мне в данный момент нужны для музыкальной картины. И, конечно, в «Балканополисе» все инструменты «живого звучания» — электронные мы не используем, это неживой звук.