27 ноября в Доме Архитектора в рамках фестиваля «Звуковые пути-2011» состоялся концерт квартета из Норвегии «AJO Ensemble».

В состав оркестра входят музыканты: Элисабет Кристенсен Эйде — флейта, Кристин Алсос Странд – виолончель, Джеймс Клаппертон – фортепиано, Дженнифер Торренс – ударные. Это молодые и талантливые музыканты, не раз принимавшие участие в различных международных фестивалях, с достаточно обширной дискографией, богатым опытом сотрудничества с разными оркестрами. Но, думается, что когда они все вместе собираются под лейблом «AJO Ensemble», то это совершенно особая история. Для каждого из этой четверки новая музыка — дело жизни. Квартет исполняет новые произведения как норвежских (на концерте прозвучали две вещи, только что написанные молодыми норвежскими композиторами - Ларсом Скуглюндом и Арнтом Хоконом Онесеном), так и иностранных композиторов, стремится развивать международное сотрудничество и отношения. «Ajo» в переводе с норвежского означает «говорить да». «Ajo Ensemble» говорит «да» новой музыке, это современный коллектив, стремящийся донести современную камерную музыку до сегодняшней публики. Это настоящие энтузиасты своего дела. И делают они его блистательно, просто новое (судя по реакции некоторых слушателей после концерта в Доме Архитектора), не всегда находит отклик и понимание. Но, давайте разберемся, столь ли уж новое? В программу второго отделения концерта были включены произведения Джачинто Шелси и Мортона Фельдмана. И тот и другой — радикальные модернисты в музыке, и в то же время настоящие классики XX века. Сегодня высказывать непонимание их произведений, все равно, что яростно отрицать драматургию Беккета, полотна Ротко и Поллака. Время-то идет вперед... Кстати, и с Беккетом, и с Ротко, и с Поллоком Мортон Фельдман состоял в дружбе. А друзьями Джачинто Шелси были не менее знаменитые модернисты: Анри Мишо, Константин Бранкузи, Тристан Тцара. Какие люди, какие судьбы, какое блистательное окружение! Уже один этот факт, кажется, должен заставить нас прислушаться к их музыке. Судьба и Шелти ((Шелти вообще был одним из самых экстраординарных музыкантов XX века, его называли аутсайдером нового музыкального мира и эксцентриком) и Фельдмана, да и любого из вышеперечисленных — отличный сюжет для «Величайшего шоу на Земле»! А их музыка — блистательное сопровождение для этого шоу. О Шелси писали, что он «культовая фигура для молодых композиторов», «что он превращает вечное в новое» и что даже «следует переписать целую главу в истории новейшей музыки: ведь вторая половина этого века теперь немыслима без Шелси». О музыке Фельдмана, который стремился достичь в ней неподвижности или иллюзии неподвижности, Алекс Росс сказал, что слушать его произведения — все равно, что сидеть в комнате с задернутыми шторами: «Ты чувствуешь, что быстрым движением можно наполнить комнату солнечным светом, что жизнь во всем многообразии может влиться в нее. Но шторы по-прежнему задернуты. Тень движется по стене. А Фельдман сидит в своем уютном кресле». Предложение: давайте, подобно Фельдману, устроимся в кресле и попробуем вслушаться в эту музыку. И вместе с «Ajo» скажем ей «да»!