25 декабря в Концертном зале Яани Кирик состоится концерт музыки для клавесина «Жак Шампион де Шамбоньер и его ученики».
«Бог великий музыкант, вселенная — превосходный клавесин, мы лишь смиренные клавиши. Ангелы коротают вечность, наслаждаясь этим божественным концертом, который называется случай, неизбежность, слепая судьба», – писал Н. М. Карамзин.
На самом деле принцип работы клавесина не так прост, как может показаться по словам Карамзина: принцип этот состоит в том, что прикосновение пальца к клавише инструмента приводит в движение целую систему рычажков; движение передается струне, за нее зацепляется кусочек специальной кожи, и благодаря последовательности перчисленных действий мы и слышим эти божественные звуки. Середина XVII века – время небывалого взлета искусства игры на клавесине. Этому во многом способствовали талантливые антверпенские мастера Рюккерсы, создававшие великолепные экземпляры этих инструментов. И, конечно же, Король клавесина Жак Шампион де Шамбоньер.
Он родился в Париже (1601/1602), в дворянской семье. В династии Шампионов было несколько поколений музыкантов, самым известным был его дед Тома Шампион, которого называли величайшим контрапунктистом своего времени. Фамилия Шамбоньер досталась Жаку по материнской линии. При поддержке отца Шамбоньер начал с юности работать при дворе Людовика XIII, сначала как клавесинист, а позже, в 1630-х годах, он, следуя моде, научился танцевать и выступал в балете. После смерти отца в 1642 году занял его должность при дворе Людовика XIII и ограничил свои занятия только игрой на клавесине. Эту должность он занимал недолго, так как король умер в 1643 году, а у королевы, которая стала регентшей молодого Людовика XIV, были свои музыканты. Шамбоньер становится учителем молодого короля. Деятельность Жака Шамбоньера не ограничивалась только придворными обязанностями. В 1641 году он организовал серию платных концертов под названием Assemblee des Honnestes Curieux (Собрание истинно любознательных), концерты проходили у него дома, два раза в неделю, в них участвовало около десяти постоянных музыкантов и приглашенные артисты. Скорее всего, он был первооткрывателем в деле проведения концертов такого рода, так как до этого все выступления предполагали поддержку со стороны короля, церкви или крупных аристократов. Помимо музыкального творчества, Жак Шампион де Шамбоньер занимался педагогической деятельностью и его стиль оказал важное влияние на последущее развитие французской клавесинной школы.
Среди его учеников были Жак Ардель, Анри Англебер, Николя Лебег, но особенно важным было его участие в жизни семьи Куперенов. В 1650 году братья Куперены (Шарль, Франсуа и Луи) дали небольшой частный концерт в усадьбе Шамбоньера, на именины хозяина, их игра и музыка настолько впечатлили Шамбоньера, что он стал оказывать им поддержку и вскоре все трое начали активную карьеру в Париже. В начале 1650-х годов его карьера еще была на подъеме – он сочинял музыку, продолжал танцевать в балете, выезжал на гастроли, обучал учеников, среди которых был молодой Людовик XIV. Неприятности начались в 1657 году: в результате судебного процесса с женой были проданы его поместье и земли. В этом же году король, в результате дворцовых интриг, отстранил его от должности своего учителя игры на клавесине. Его противники пытались на его место поставить Луи Куперена, но ученик отказался занять пост из верности к своему другу и благодетелю.
Положение при дворе становилось все более шатким, зарплата уменьшалась, пока в 1662 году он окончательно не оставил свой пост. Многие из несчастий Шамбоньера были вызванны назначением Жана-Батиста Люлли руководителем придворных музыкантов. Отставка в принципе была объективной – Шамбоньер не смог соответствовать новым требованиям и исполнять музыку нового стиля. Есть и другая версия: получив в наследство от матери поместье «Шамбоньер», музыкант стал именовать себя де Шамбоньером, подчеркивая принадлежность к дворянству, что и стало роковой ошибкой. Людовик XIV, разгневавшись по этому поводу, лишил Шамбоньера придворной субсидии, и хотя музыкант остался придворным клавесинистом, его перестали приглашать ко двору, и, таким образом, музыкант потерпел полное фиаско в своей карьере придворного артиста. После ухода на пенсию Шамбоньер продолжает музицировать и сочинять, в 1670 году публикует два тома произведений для клавесина )(остальные работы остались в рукописях). Жак Шампион де Шамбоньер умер в 1672 году в Париже. Из его имущества осталось только немного мебели, картины и четыре клавесина.
В 1662 году на должность придворного клавесиниста Людовика XIV приглашают ученика Шамбоньера Анри Англебера. Эта должность предполагала сочинение музыки к определенным значительным датам в жизни двора, а также к танцевальным вечерам во дворце. Англебер должен был принимать еще и непосредственное участие в дворцовых спектаклях, в которых иногда играли и композитор Люлли и король, да и многие другие придворные. Англебер успешно и увлеченно работал и сочинял много музыки для клавесина и органа, посвящая ее семье Людовика XIV. Музыка эта имела свой неповторимый стиль, отличающийся уникальной и совершенной техникой. До нашего времени дошел известный сборник пьес Жана Англебера для клавесина. В сборник включены, помимо музыкальных сочинений, интересные теоретические разработки, в том числе, «Принципы аккомпанемента» с многочисленными новыми условными знаками, которые благодаря Англеберу вошли в обиход музыкантов. Здесь же был изложен короткий трактат композитора о гармонии. Жизнь придворного клавесиниста Жана Англебера оказалась нелегкой. Придворные интриги, зависимость от воли короля в сильной степени отразились на его здоровье. В связи с этим в 1674 году он вынужден был отойти от дел, хотя формально состоял в должности придворного клавесиниста до конца своих дней, продолжал активно писать музыку, давал уроки игры на клавесине высокопоставленным особам и участвовал в концертной деятельности.
Как тут еще раз не вспомнить слова Карамзина про превосходный клавесин, смиренные клавиши, божественный концерт под названием Жизнь, про случай, неизбежность и судьбу.
Итак, 25 декабря в Концертном зале Яани Кирик состоится концерт музыки для клавесина «Жак Шампион де Шамбоньер и его ученики». В программе: сюиты для клавесина Шамбоньера, Жана-Анри Д’Англебера и Луи Куперена. Исполнитель: Андрей Коломийцев.
Справка: Андрей Коломийцев является лауреатом и финалистом Международных органных конкурсов старинной музыки в Голландии (Ляйден) и Италии (Борка-ди-Кадоре и Каррункио). Он ведет активную концертную деятельность как органист и клавесинист (выступая в Германии, Италии, Франции, Испании), выступает с докладами в Российской академии музыки (Международный органный симпозиум «Орган в XXI веке»), в Нижегородской и Санкт-Петербургской консерваториях, Самарской академии искусств о старинных клавишных инструментах и исторической практике исполнения клавирной музыки XV-XVIII веков. В настоящий момент Андрей Коломийцев преподает клавесин в Смольном институте свободных наук и искусств и на кафедре органа, клавесина и карильона факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского университета, а также занимается переводами важнейших немецких исторических источников по истории клавирной музыки.