Музыкант и актер несколько раз начинал все сначала. И только сейчас, как считает сам Леонидов, он обрел внутреннюю гармонию: живет за городом со своими самыми любимыми людьми – женой Сашей, дочкой Машей и сыном Леней, записывает альбомы, дает концерты, играет в театре и иногда снимается в кино.
Максим, в свои 50 вы ощущаете возраст?
Нет, не ощущаю. Потому что у меня маленькие дети. Потому что я выхожу на сцену с гитарой, и восемнадцатилетние девочки танцуют под мои песни… Потому что я очень люблю давать концерты, а самое главное в концерте – это ощущать единое дыхание с залом. Если есть диалог с залом – значит, это хороший концерт… Конечно, если говорить о возрасте, то раньше в моем возрасте было принято переезжать в деревню – усадебная жизнь, охота, рыбалка… Я пошел на компромисс: не уехал в «саратовскую глушь», но живу не в городе – под Петербургом… Хотя очень люблю Питер. Для меня проспект Обуховской Обороны, площадь Александра Невского и Нева – то, что будет питать всю мою жизнь, и то, чего я больше нигде не найду.
Но когда-то вы сказали, что Нью-Йорк – «ваш город»...
Не могу сказать, что я в Нью-Йорке чувствую себя как рыба в воде. Все-таки это город чужой. Тем не менее понимаю, что смог бы там жить… Мне близки Рим, Лондон. Совсем не вижу себя в Скандинавии. Наверное, в силу темперамента мне близки более южные города.
А правда ли, что, когда у вас концерт или спектакль в Москве, то вы весь день проводите в гостиничном номере? Неужели в Москве не интересно?
Считайте, что я ленюсь. Москва – такой огромный город, и, чтобы куда-то доехать, там нужно два часа простоять в пробках. К тому же в моей жизни редко бывает, чтобы полдня я мог проваляться в постели с книжкой. А я это очень люблю. И когда такая возможность возникает и никто меня не дергает, я с удовольствием это делаю.
Что любите читать?
Самую разную литературу. И русскую, и зарубежную, и философский роман, и Акунина. Мне ужасно нравится, как он пишет. Читаю много исторической литературы. Люблю эзотерические книги. Ведь есть вопросы, на которые нет ответа. И чем старше ты становишься, тем чаще начинаешь себе эти вопросы задавать. И поскольку ответов в окружающей тебя реальности не можешь найти, начинаешь искать в эзотерике, метафизике, религии…
Легендарная группа «Секрет»: Андрей Заблудовский, Максим Леонидов, Николай Фоменко, Алексей Мурашов.
И какой вопрос вы задаете себе чаще всего?
Самый главный вопрос: «Зачем?» Мы задаем себе его всю жизнь. Кто-то ищет ответ в книгах, кто-то – в природе, кто-то – в Боге. Что для меня есть одно и то же. Я не даю никаких оценок. Мне это просто интересно. Когда-то мне говорили: «Прочти Евангелие! Там все ответы». Я прочел. И понял, что, кроме огромного количества вопросов к этой книге, других ощущений у меня не возникло. Я не понял, что значит «Отдал свою жизнь за ваши грехи». Мне кажется, каждый должен найти свой собственный путь к Богу, и он, простите меня, не обязательно лежит через Христа.
Что происходит сегодня в вашей творческой жизни?
Мы (Максим Леонидов и Hippobаnd. – «ВД») выпустили подарочную коллекцию всех альбомов. А последнее пополнение – альбом «Папины песни», состоящие из песен 50–60-х годов. До этого вышел альбом «Дикая штучка»… Еще я играю в московском театре EТ Cetera в спектакле «Продюсеры»… Работаю над музыкой к мюзиклу по мотивам пьесы Валентина Катаева «Растратчики», где исполню одну из главных ролей. И даю концерты…
Вам не обидно, что на радиостанциях «крутят» одну-две ваши песни, остальные, увы, не доходят до широкого слушателя?
Конечно, это вызывает досаду, но я не вижу в этом трагедии. С возрастом вообще учишься отделять зерна от плевел. Но мне просто жалко, что какие-то вещи, которые мне кажутся очень важными, и я хочу, чтобы зритель их услышал и разделил со мной, до зрителя или слушателя просто не доходят. Это, конечно, печально.
В вашей песне «Идите к черту с этим рок-н-роллом» есть слова: «Молитесь на него без меня»… Значит ли это, что рок-н-ролла для вас сейчас нет?
Любую идею рано или поздно изуродуют. Так же, как человечество изуродовало идею христианства, оно изуродовало и идею рок-н-ролла. Рок-н-ролл – это совсем не то, что пропагандируется радиостанциями. Рок-н-ролл – это бескомпромиссность и честное отношение к своему делу. Рок-н-ролл – это любовь и радость. Безусловно, это чувство юмора. Нет рок-н-ролла без чувства юмора!
Спектакль «Двое других». В роли Громова – Максим Леонидов. Премьера состоялась в 2004 году.
Вы по образованию актер театра и кино… Почему так редко появляетесь на экранах?
Съемки в кино не являются моим любимым делом. Это изнурительный труд, который состоит в основном из ожидания и подготовки. И потом, я больше привык к театру. В театре ты живешь в реальном времени, проживаешь роль. А в кино все снимается кусочками, и ты буквально должен «прыгнуть» в кадр.
Но вам это бывает интересно?
Кино – любопытный опыт, и я пробую… Критерий отбора прост – хороший сценарий и хороший режиссер. Хотя я понимаю, что нельзя очень хотеть сняться в хорошем фильме у хорошего режиссера с хорошим сценарием. Надо хотеть сняться в кино. И тогда, пройдя через сериалы, плохие роли, плохие фильмы, возможно, ты когда-нибудь снимешься в хорошем фильме. А просто мечтать сняться в главной роли в фильме Спилберга про марсиан можно мечтать до конца жизни.
В фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой!» вы сыграли импресарио Владимира Семеновича. Сразу согласились?
Нет. Мне казалась странной сама идея, что кто-то будет играть Высоцкого. Но одному из продюсеров картины, Анатолию Максимову, удалось убедить меня, показав маленький кусочек тизера (тизер – рекламное сообщение, построенное как загадка, которое содержит часть информации о продукте, но при этом сам товар не демонстрируется. – «ВД»). И я был потрясен – у меня было полное ощущение, что мне показывают хронику, – настолько достигнуто портретное сходство с Владимиром Семеновичем. И это огромная победа гримерного цеха, не говоря уже про артиста, который играл эту роль. Когда я посмотрел тизер, то понял, что это своего рода авантюра, и мне интересно принять в ней участие. Потом уже придумали внешний облик моего героя и начали работать. Причем я не играл конкретного человека. Вообще, эта картина так построена, что реальный герой один – Владимир Высоцкий, все же остальные герои имеют свои прототипы, – там даже имена изменены, потому что для художественного вымысла конкретные имена только вредны.
А какими качествами, в идеале, должен обладать директор артиста?
Он обязательно должен быть обаятельным, властным, хитрым, изворотливым и коммуникабельным. Он очень хорошо должен знать, как и с кем говорить – должен быть гибким. И, конечно, он должен хорошо знать артиста, знать, что ему нужно. Сейчас важнее всего деньги, а во времена Высоцкого главным были связи директора и его умение общаться людьми… Директор Высоцкого постоянно говорил ему: «Володя, мы людей подведем…» Люди – вот что было самое главное…
А вы могли бы быть директором в реальности?
Нет! Это абсолютно не мое. Однозначно! Мне никогда не было интересно быть лидером, руководить кем-то. Я всегда делал только то, что мне нравится…
Если сравнить времена, когда жил Высоцкий, и наши, в чем принципиальная разница?
Все зависит от человека… Вокруг артиста всегда было много народу, но тогда было неловко появляться со свитой, а сейчас, чем больше вокруг тебя «людей», – охраны, администраторов, пресс-секретарей, директоров, чем дороже у тебя машина, – тем ты «круче». Есть люди, которые уже не могут без охраны ходить... Но есть понятие «Rock Star», а есть – «музыкант». Это не значит, что «Rock Star» не может быть музыкантом. Но важнее быть музыкантом. А звезды – они на небе!
Как вам кажется, есть ли «свет в конце туннеля» сегодня, или надо приспособиться к современной ситуации?
Время сегодня такое. Но я не приспосабливаюсь, – продолжаю делать то, что делаю. Есть замечательная фраза: «Делай что должен, и будь что будет!» Это совершенно гениальный девиз…
Что ждет зрителей, которые придут поздравить вас 13 февраля в БКЗ «Октябрьский»?
В первом отделении выступят Николай Фоменко, Андрей Заблудовский, Алексей Мурашов, Алексей Кортнев, Андрей Макаревич, Вячеслав Бутусов, Евгений Маргулис, Михаил Боярский, Андрей Ургант, Иван Ургант, Валерий Сюткин, Игорь Корнелюк… А также выступит самый известный коллектив Петербурга, исполняющий шотландскую музыку, оркестр волынок и барабанов Pipes and Drums. А во втором отделении концерта я вместе со своей группой Hippoband исполню лучшие песни.