Одному из самых известных джазовых музыкантов – 50! В Москве уже отметили юбилей грандиозным концертом, куда приехали все известные российские джазовые музыканты и зарубежные звезды. Очередь – за родиной Игоря Бутмана – Северной столицей.
Игорь Михайлович, есть расхожее мнение о том, что талант джазового музыканта в первую очередь зависит от цвета кожи...
И зависит, и не зависит. Можно сказать, что джазовый талант зависит от того места, где ты родился, от твоей национальности, от цвета кожи… Особенности твоего голоса могут определяться особенностями твоей крови, особенности твоего восприятия мира зависят от твоих корней – американских, русских, еврейских, украинских… Может, сам джаз и не имеет границ и национальности, однако привкус тому особенному блюду, которое называется «Джаз», придает и цвет кожи тоже. Чтобы хорошо играть джаз, знаете ли, неплохо быть одновременно и негром, и евреем, и русским! (Смеется.) Так что ответить на этот вопрос – все равно что объяснить, почему аргентинцы круто играют в футбол… А в общем-то, и джаз, и футбол «играет» лучше тот, кто больше его любит.
У вас, кстати, в жизни спорт и джаз долгое время соревновались за право стать судьбоносными?
Да, я действительно долгое время занимался хоккеем и музыкой одновременно. Увы, не стал знаменитым хоккеистом: наверное, просто не повезло или тренер не увидел во мне настоящий талант звезды, а может, «физики» не хватило. Я очень увлеченно занимался спортом, но музыке отдавал больше сил и времени. Занимайся я по шесть часов в день хоккеем, может, и вырос бы из меня Макаров или Крутов. Однако я до сих пор очень люблю и хоккей, и футбол. Нет, хоккей все-таки больше…
Наверное, семейная любовь к музыке победила?
Отец очень любил музыку, особенно джаз, а мама была дочерью классического скрипача. И конечно, невозможно было не увлечься. Папа вообще был всегда человеком страстно увлеченным – и не только музыкой, но и спортом – играл в волейбол, в настольный теннис. Как в такой семье было не увлечься чем-то самому?
Квартет Игоря Бутмана: Антон Баронин (фортепиано), Виталий Соломонов (контрабас), Игорь Бутман (саксофон), Эдуард Зизак (барабаны).
У вас в жизни был серьезный поворот, как у многих наших музыкантов, художников, солистов балета, – вы уехали за границу, в Америку, на родину джаза, и сделали там серьезную карьеру. Но вдруг опять вернулись в Россию. Почему?
Когда появилась возможность приезжать из Америки в Россию и давать концерты, я понял, что здесь есть настоящая публика, которая знает меня, любит джаз. Публика очень интересная, любознательная. Меня стали приглашать в Россию на фестивали, на концерты. И стало просто интересно работать здесь. Здорово, когда тебя понимают – и твой музыкальный язык, и твой родной язык тоже. Потом я здесь встретился с чудесной девушкой, влюбился в нее. А ей, как назло, не дали американскую визу. И я остался… Потом два года жил между Америкой и Россией, потом открыл в Москве один джаз-клуб, второй… В Америке хорошо жить и очень комфортно для музыканта, особенно джазового. Но в жизни часто надо делать выбор.
Вас нередко называют джазовым музыкантом, который реально наладил российско-американские контакты в джазовой концертной деятельности. Как вы сами относитесь к таким оценкам?
Конечно, у меня за время жизни и работы в Америке появилось очень много серьезных контактов – и, вернувшись в Россию, я реально мог приглашать сюда хороших музыкантов. Но важно еще и то, что я знал технологии зарабатывания денег на таких концертах и джазовых фестивалях: мог наладить контакты с серьезными спонсорами – крупными компаниями, банками, знал, как организовать гастроли и концерты джазовых музыкантов, чтобы они не были убыточными. И как создать джазовый клуб, чтобы он приносил не только удовольствие слушателям, но и прибыль. Я все это видел в Америке и попробовал в России. Надо не только любить джаз, но и уметь зарабатывать. В Америке не случайно так много джазовых клубов и фестивалей – там есть технология. И у нас их стало больше – причем не только в Москве и Петербурге, по всей стране. А мне еще очень нравится, когда удается организовать концерты, где вместе играют наши джазовые музыканты и американские.
А как вы относитесь к таким, например, оригинальным джазовым фестивалям по «гендерному признаку» – например, «Леди Джаз»?
Замечательно – пусть будут! Недавно в Ярославле мне рассказывали об идее нового фестиваля – семейного джаза. Фестиваля джазовых коллективов в прямом смысле слова «одной крови», где родственники, муж с женой, братья и сестры, семьи играют вместе джаз. Прекрасно! Был бы от этого толк! А если музыка хорошая и поклонников у нее становится больше, то пусть она будет и ее будет много.
Юбилей Игоря Бутмана из года 2011-го продлился в 2012-м. Юбиляр – в белом, саксофон – в золотом...
А петербургская джазовая жизнь вам не кажется слишком скромной?
Да нет, у вас же есть Филармония джазовой музыки, клуб JFC, концерты на классических площадках – даже в Санкт-Петербургской филармонии и в Капелле.
Вы, как музыкант, не только выступали перед такими политическими звездами, как Ельцин, Клинтон, Путин, но в последнее время еще и сами занялись политикой, вступили в известную партию. Почему?
Наверное, пришел такой возраст, когда захотелось что-то реально изменить в своей стране. Сейчас, к сожалению, многие не ценят то, что у них есть, а только требуют большего. Мне всегда хочется спросить у тех, кто огульно ругает власть или протестует: «А что вы реально изменили в этой стране? Что каждый из вас сделал хорошего? Проявил ли каждый свои возможности, хорошо ли, на сто процентов, сделал свое дело?» Я, например, понимаю, что одна из самых серьезных бед сегодняшней России – это понижение профессионализма, в том числе и в музыке. Поэтому я иду преподавать джаз в Гнесинку. У нас же до сих пор нет ни одного специального джазового музыкального учебного заведения! В Америке их много – и джаза много.
А как вы относитесь к тому, что вас часто приглашают выступать ВИПы?
Я думаю, что это не только факт признания музыканта, но и определенный уровень, статус музыканта. Это почетно, потому что эти люди избраны народом, нравится лично вам это или не нравится. И мы выступали не только перед нашими политиками, но и перед президентом Финляндии, и для Била Клинтона много раз играли. Даже перед Дзянь Дзи Минем выступали и пели вместе с ним песню Георгия Носова «Далеко-далеко, где кочуют туманы»…
Диапазон вашего репертуара очень широкий – от джазовой классики до музыкальных тем из советских мультфильмов…
Я просто сам очень люблю наши мультфильмы – «Ну погоди», «Бременских музыкантов». А совсем недавно узнал, что, например, у Геннадия Гладкова, который написал очень много музыки к кино и мультфильмам, к тем же «Бременским музыкантам», был собственный джазовый квинтет. Но, кроме того, можно в качестве джазовой темы использовать даже классическую музыку. У нас есть проект с Юрием Башметом, и джазовая композиция на тему «Вокализа» Сергея Рахманинова стала очень популярной у слушателей. А в последнее время мы играем и на темы музыки Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского. Главное – хорошая тема, хорошая музыка, тогда и джазовая импровизация будет хорошей.