6 марта в Концертном зале Яани Кирик пройдет концерт «С любовью к танго». В программе, естественно, Великий Астор. Астор Пьяццолла.

 

«Вся моя жизнь – танго, – говорил композитор. – Грустное танго. Не потому, что я грущу, совсем нет, я счастлив, я люблю хорошее вино, вкусную еду, я люблю жить, – у моей музыки нет причин быть грустной. Но она грустна, потому что это танго. В ней есть драма, но нет пессимизма». Может быть, именно по этой причине, в дни концертов, на которых исполняются произведения Пьяццоллы, не бывает свободных мест.

Выдающийся аргентинский композитор и музыкант (он известен и как мастер игры на бандонеоне) перекроил традиционное танго, добавил в него элементы джаза и классической музыки... И получилось нечто новое — танго нуво, танго, каким мы его любим — невероятное, страстное, и в то же время щемящее и невероятно грустное.

Астор Пьяццолла прожил удивительную жизнь — любил, дружил с разными замечательными людьми ( в числе его друзей — другой знаменитый аргентинец Хорхе Борхес), встречался и сотрудничал с лучшими музыкантами XX века. И очень много работал. Его жизнь полна самыми разными событиями, встречами, но, по сути, это факты ЕГО биографии, а нам досталось главное — его музыкальное наследие.

Впрочем, один из эпизодов стоит рассказать. Это история о том, как Пьяццолла стал... Пьяццолой. Как уже было сказано, он много работал. И «заработал» не много ни мало как грант на годичное обучение у одного из лучших преподавателей музыки того времени – дирижера и преподавателя Нади Буланже. Вот как сам Пьяццолла вспоминал об этом: «Когда я встретил ее, я притащил на встречу килограммы моих симфоний и сонат. Она начала читать и внезапно сказала ужасную фразу: "Это очень хорошо написано". Затем после небольшой паузы она продолжила: "Вы здесь как Стравинский, как Барток или Равель, но знаете, что случилось? Я не нашла в этом Пьяццоллу. Я боялся признаться ей, что я музыкант, игравший танго чуть ли не во всех клубах Буэнос-Айреса и Мар дель Плата, однако, в конечном итоге, я выдавил из себя: "Я играю в ночных клубах". Мне не хотелось говорить "кабаре". Она была достаточно проницательна: "Ночной клуб, да конечно, но это же кабаре, не правда ли? – "Да", – ответил я и подумал, что было бы очень трудно ей соврать. Но она продолжала: "Вы, кажется, не исполнитель на фортепиано? Так на каком же инструменте Вы играете?" И я снова не хотел признаваться: "Да она просто спустит меня с четвертого этажа". Я признался, и она попросила меня сыграть несколько тактов танго моего собственного сочинения. А затем я сыграл свою "тангедийную" фугу "Triunfal". Она открыла глаза, взяла мою руку и сказала: "Вы просто идиот, вот это – настоящий Пьяццолла!" И я взял всю эту музыку, которую я сочинил за эти десять лет, и тотчас отправил к черту за две секунды». Вот такая история. Кстати, друг композитора Борхес говорил: «Я не люблю сегодняшнее танго. (Конечно, эти слова не имеют никакого отношения к произведениям Пьяццоллы). Я люблю прежнее танго. Когда его еще играли в борделях, а не в академиях». И еще ему принадлежат такие слова: «Танго дает двум людям ощущение того, что они – одно целое.» Впрочем, это относится к танцующим. Но, может быть, тем, кто слушает танго в концертном зале, танго дает еще больше?..

Как уже было сказано, произведения Великого Астора исполняли многие выдающиеся музыканты, в их числе Чик Кориа, Мстислав Ростропович, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Кейт Джаррет, Гидон Кремер, Йо-Йо-Ма и многие-многие другие.

6 марта концерт обещает быть чрезвычайно интересным. Ведь мы услышим произведения Пьяццоллы в исполнении одной из самых харизматичных певиц нашего времени – Ангелики Клас (Финляндия) и музыкантов «Tanguadia Quintet». Квинтет был основан в 2007 году и быстро стал одним из ведущих в Финляндии исполнителей танго. Квинтет очень популярен в своей стране, выступает в крупнейших концертных залах, джаз-клубах и и на фестивалях. Кроме произведений Пьяццоллы в программу вечера включены произведения современного автора Даниэля Бинелли, работающего в области авангардного течения танго.