Закончилось лето и началось то странное время года, которое в Петербурге охватывает период с сентября по май, а то и по июнь.
Юрий Темирканов
Небо опустилось ниже, горожан тянет в сон и в депрессивные мысли, редкие солнечные часы встречаются с глухой настороженностью – к чему бы такие подарки судьбы? – и нужно собрать всю волю в кулак, чтобы вытерпеть этот ежегодный переход от летней жизни к холодной серой спячке, до следующего лета. Помочь, как всегда, может только искусство. Кому-то ближе визуальные наслаждения, кому-то – драматические переживания, а нас спасет от стонов организма, возмущенного долгой перспективой заторможенного существования, открытие нового концертного сезона.
Центр концертной жизни города – Большой зал Филармонии – открывает новый год 25 сентября. По традиции первый концерт сезона дает Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр филармонии под управлением маэстро Юрия Темирканова. Прозвучит симфония № 1 Прокофьева и Первая же симфония Шостаковича, а также его Второй концерт для скрипки и оркестра в исполнении молодой японской скрипачки Саяки Седзи, ученицы Ефима Брона, то есть представительницы «русской скрипичной школы», к которой она сама себя причисляет. Седзи, давно вышедшая из возраста уникального виртуоза-вундеркинда, свою юношескую славу не только не потеряла, но всерьез приумножила, и сейчас она постоянно сотрудничает с крупнейшими симфоническими оркестрами мира – Берлинским, Нью-Йоркским, Лондонским.
Саяки Седзи
Академический симфонический оркестр филармонии открывает свой сезон 27 сентября программой произведений Рахманинова: Второй симфонией и Третьим фортепианным концертом. Солист – Фредди Кампф, ставший популярным в России после конкурса Чайковского 1998 года, когда ему, несмотря на протесты публики и части прессы, присудили только третье место.
С 14 октября в Филармонии стартует новый симпатичный проект – цикл общедоступных концертов по выходным в Бетховенском фойе с разнообразными камерными программами от Вивальди до Шнитке. Начало в 15:00.
Малый зал Филармонии начинает новый сезон несколькими «ударными» концертами на любой вкус: 23 сентября сольный концерт любимца публики, баритона Мариинского театра Василия Герелло с программой арий Верди и Чайковского, а также русских, украинских и неаполитанских песен. 24 сентября романтическую программу музыки Шумана и Шопена исполнит молодой московский пианист Лукас Генюшас, обладатель второго места на последнем конкурсе Шопена, благодаря чему мы слышим его теперь достаточно часто. 25 сентября петербургский ансамбль «Дивертисмент» представит интересную программу – Двадцать четыре прелюдии Шостаковича и «Картинки с выставки» Мусоргского в версиях для струнного оркестра. А 29 и 30 сентября в рамках фестиваля «Испанские вечера» можно будет услышать известного испанского пианиста, ученика Дмитрия Башкирова, Клаудио Мартинеса Менера (29) и дуэт испанской скрипачки Анны Вальдеррамы и замечательного петербургского пианиста Петра Лаула (30).
Петр Лаул
Государственная академическая Капелла открывается в этом году 26 сентября необычным и интересным событием – исполнением оратории Степана Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» на текст Н. Д. Горчакова. Это первая оратория в русской музыке (написана в 1811 году), масштабная и драматическая, уже близкая, по сути, к настоящей опере. Дегтярев, крепостной музыкант и композитор, прославился именно этим своим сочинением на волне патриотических чувств в связи с Отечественной войной 1812 года, когда его исполняли с неизменным восторгом и умилением. Но через несколько лет патриотический «бум» сошел на нет и Дегтярева забыли, как и практически всех ранних русских композиторов, чуть ли не до наших дней. Капелла в данном случае продолжает свою политику последних лет – возрождение забытой отечественной музыки, за что ей, безусловно, честь и хвала. Оратория прозвучит в исполнении Симфонического оркестра и хора Капеллы и Российского рогового оркестра под управлением Владислава Чернушенко.
Певческая капелла
На заметку молодым родителям, каждый раз страдающим экзистенциальным выбором: остаться дома с детьми, пропустив очередной концерт, или тащить малолетнее чадо на серьезный вечер классической музыки, подвергая психику оного настоящему испытанию. Капелла, единственная в городе, решила, наконец, эту проблему. Теперь на время концерта вы можете отдать ребенка в детскую комнату, в которой с ним будут заниматься чем-нибудь вполне художественным – живописью, например, или историей искусств, все то время, что вы наслаждаетесь музыкой. Да еще и совершенно бесплатно. Удивительная возможность, воистину уникальная.
Концертный зал Мариинского театра открыл сезон раньше всех – 18 сентября, концертом Молодежного оркестра Каракаса и в ближайшие дни предлагает сразу несколько «звездных» концертов. 25 сентября состоится джазовый вечер «Квартета братьев Брубек». На сцену выйду продолжатели дела своего отца, знаменитого Дэйва Брубека, тромбонист и басист Крис и ударник Дэн, а также два «почетных брата» гитарист Майк де Микко и пианист Чак Лэмб. А 29 сентября состоится концерт российского тяжеловеса пианизма и крупнейшего музыкального деятеля своего поколения в нашей стране Дениса Мацуева с программой сочинений Листа и Рахманинова.
«Квартет братьев Брубек»
Недавно появившийся в музыкальной жизни Петербурга Концертный зал Яани Кирик на улице Декабристов, в качестве «затравки» к началу сезона, приурочил XIX Международный фестиваль духовной музыки Credo. Известный фестиваль, со своей историей и традициями, с 1994 года проходит в Эстонии, славящейся своей вокально-хоровой традицией. В этом году он впервые представляет часть своей программы в Петербурге – с 19 по 23 сентября можно будет услышать самые разные программы, от раннехристианской музыки до современных авторов, в исполнении петербургских, тихвинских и белорусских музыкантов. Самый интересный концерт в этой серии – последний, эстонского ансамбля Vox Clamantis со знаменитым «Каноном покаяния» крупнейшего современного композитора Арво Пярта.
В Международный день музыки 1 октября откроет свой органный сезон еще одна относительно новая концертная площадка города – Таврический дворец. В исполнении петербургских музыкантов, молодых лауреатов международных конкурсов и маститых профессоров, прозвучат сочинения Генделя, Гранжани, Пьяццоллы, Респиги.
Свой концертный сезон открывает и молодой оркестр «Камерная Филармония Санкт-Петербурга» в Малом зале Филармонии 4 октября программой сочинений самых разных эпох, начиная с «Траурной» симфонии Гайдна, Симфонии № 14 Шостаковича и заканчивая «Гимном» Чарльза Айвза.