В преддверии нового года, 27 декабря в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии впервые в России будет исполнено сочинение американского композитора Дэвида Лэнга «Страсти по девочке со спичками», принесшее автору в 2008 Пулитцеровскую премию «За выдающееся музыкальное произведение».

Vashdosug.ru рассказывает об авторе, его произведениях и о том, почему российскую премьеру этой камерной оратории нельзя пропустить.

В России Дэвид Лэнг практически неизвестен. Чаще всего его имя звучит в связи с упоминанием фильма «Реквием по мечте» Даррена Аронофски, к саундтреку которого Лэнг сделал потрясающие аранжировки для струнного квартета. Кто-то может знать композитора по работе над двумя очень разными фильмами, вышедшими в российский прокат: «Вудманы» (2010 год) — документальный фильм, посвященный арт-фотографу Франческе Вудман, прославившейся своими мрачными, метафизическими автопортретами; и «Без названия» (2009 год) — трагикомичная история от режиссера Джонатана Паркера.

А между тем, Дэвид Лэнг один из самых известных и признанных американских композиторов: лауреат «Гремми» (2010 год) и Пулитцеровской премии (обе награды, кстати, ему принесла как раз камерная оратория «Страсти по девочке со спичками»), один из создателей коллектива «Bang on a Can», композитор уходящего года по версии ежегодника «Musical America», композитор и руководитель программ по новой музыке Карнеги-холла в сезоне 2013/14.

При всем этом, как ни странно, в юности Лэнг не планировал быть музыкантом. В студенческие годы он изучал математику, физику, химию, учился в Стенфорде, Университете Айовы и Йельском университете (до 1989 года): «Я пошел в колледж, чтобы изучать науку. Предполагалось, что я стану вра­чом или, по крайней мере, ученым-исследователем. Значительную часть студенческих лет я провел, изучая математику, химию и физику, вращаясь в среде будущих ученых, бывая на их вечеринках, деля с ними апартаменты и подслушивая их разговоры», — говорит Лэнг.

Но еще во время учебы в Йелье он создал совместно с Джулией Вулф и Майклом Гордоном композиторский союз «Bang on a Can», творческим кредо которого стало разрушение любых границ. Молодые концептуалисты играли экспериментальный джаз, альтернативный рок, создавали новые музыкальные формы, синтезировали и смешивали старые. С 1987 года музыканты регулярно проводят двенадцатичасовые концерты-марафоны.

Кроме того, все трое тяготеют к театру, работают с кино и видео-технологиями. За океаном Лэнг широко известен своими работами с хореографами Шеном Вей, Сьюзан Маршалл и .

Дэвид Лэнг – автор трех опер: «Юдифь и Олоферн» (камерная опера для театра марионеток), «Современные художники» (1995) и «Трудно поле перейти» (1999) для Kронос-квартета. Вместе с Питером Гринуэем он создал проект по «Моби Дику» и шекспировской «Буре».

Описывая музыку Дэвида Лэнга слушатели и исследователи часто используют такие сравнения как «транс», «гипнотическое ощущение». И «Страсти по девочке со спичками», написанные по известной сказке Г. -Х. Андерсена, — не исключение.

Свое прочтение сказки Дэвид Лэнг объясняет так: «Я хотел рассказать историю. Особенную историю: историю девочки со спичками датского писателя Ганса Христиана Андерсена. Это как будто детская сказка. Как во многих известных историях для детей, в ней – шокирущая смесь: страшный сюжет и мораль. Бедная маленькая девочка, которую избивает отец, в канун Нового года безуспешно пытается продать спички на улице, на нее никто не обращает внимания, и она погибает от холода в последний вечер старого года. На этом пути она каким-то образом сохраняет христианскую чистоту духа.

<...> Cила истории не в сюжете, а в том, что и ужас, и красота в ней постоянно смешиваются с чем-то противоположным. Горечь девочки в настоящем смешивается со сладостью ее воспоминаний, нищета с верой. Это некое наивное равновесие между страданием и надеждой. Есть много способов рассказать эту историю: например, как историю о вере или как аллегорию обездоленности. Меня заинтересовало то, что Андерсен рассказы­вает ее как притчу, проводя религиозную и этическую параллель между страда­ниями бедной девочки и страданиями Иисуса. Девочка проходит через страдания, отвержение толпой, смерть и преображение. Я хотел понять, какие секреты можно раскрыть в этой истории, если довести эту параллель до логического завершения и показать ее христианскую природу, как это традиционно делали композиторы-христиане в "Страстях"» .

Эта параллель выводится Лэнгом через опору на еще одно знаменитое произведение — «Страсти по Матфею» И.-С. Баха. Как и в баховских Пассионах, у Лэнга повествование прослаивается комментариями и репликами отстраненных свидетелей. Такая форма позволила автору «создать эффект присутствия нас — зрителей — в центре действия», и усилить момент трагической предопределенности в повествовании: «В "Страстях" самое любопытное то, что они могут включать другие тексты, а не только собственно повествование. Эти тексты передают реакцию толпы, раская­ние, скорбь, шок, сострадание. Это ориентиры для нашего собственного отклика на историю "Страстей", и благодаря им мы перестаем быть просто наблюдателя­ми трагических событий, разворачивающихся на сцене.

В баховских "Страстях по Матфею" эти тексты звучат в хоралах, которые должны были петь и прихожане, или принадлежат полностью сочиненным персонажам — таким, как "Дочь Сиона" и "Хор верующих". Формат "Страстей" — история и комментарии к ней — создает впечатление, что мы находимся в самом центре про­исходящего, тем самым сильнее ощущается предопределенность событий».

Либретто сочинения «Страсти по девочке со спичками» написано Дэвидом Лэнгом по текстам Г. -Х. Андерсена, Пикандера и «Евангелия от Матфея».

В первом отделении будет исполнено сочинение Дэвида Лэнга «Дитя» («Child»). Пять частей этого автобиографического сочинения рассказывают о тех эпизодах детства автора, когда он узнавал «как думать, как чувствовать, как двигаться вперед <…>. Так же, как и большинство детей, я учился постигать мир, создавая собственные правила. Оказалось, что можно применить эти правила в музыке».