4, 9, 14, 19 апреля в Большом зале Филармонии пройдут все четыре концерта абонемента «Геннадий Рождественский представляет».
Фото: Владимир Постнов
Самого Геннадия Николаевича публике представлять не нужно: шестьдесят лет его творческой деятельности это три-четыре поколения филармонической публики, каждое из которых слышало Рождественского в какой-то новой его ипостаси — главного дирижера Большого театра или БСО Центрального телевидения и Всесоюзного радио, главу Стокгольмского или Венского оркестров, или Симфонического оркестра Би-Би-Си. С нашими-то сложными временами, которые катастрофически быстро меняют всё привычное представление о жизни, трудно не только уследить за всеми ступенями карьеры дирижера, но и просто вместить в сознание колоссальный объем его работы.
Удивительным образом, Рождественский увлеченно и не прерываясь работал и в 1960-70-е, когда ему удавалось с боем или почти забытым сегодня искусством хитросплетенных многоступенных ходов исполнять громадное количество авангардной отечественной музыки, и в 1980-е, когда он стал широко признан на Западе, и в 1990-е, когда мы играли в революции и демократии, Рождественский все также планомерно работал. Мы уже наигрались во все западные политические реалии досыта и стали придумывать свои собственные, а Геннадий Николаевич в новом веке помимо постоянных выступлений выпустил несколько книг о дирижировании и не только.
С его участием записано около 700 дисков — если вдуматься, совершенно невообразимое количество. Да и сам маэстро незаметно перевоплотился в некий мифологический персонаж, архетипический и потому неуловимый словами, неподвластный времени и тектоническим сдвигам истории. Однако же обладающий очень личностными вкусами.
Заслуженный дирижер, с высоты своих вот уже почти 82 лет, представляет в собственном абонементе петербургской Филармонии исключительно русскую и, по большей части, малоизвестную музыку – как относительно старую, так и современную. В программе первого концерта «Стих об Алексее, Божьем человеке» для хора и оркестра Николая Римского-Корсакова – духовный стих на фольклорный напев, над которыми композитор работал во время написании оперы «Псковитянка», Concerto cantabile Родиона Щедрина, посвященный 80-летию композитора, ровесника маэстро и отчасти похожей с ним, профессионально состоявшейся судьбы и Первая симфония Гавриила Попова, чья творческая судьба была практически сломана, когда его в 1948 году вместе с Шостаковичем и Мясковским причислили к формалистическому направлению в музыке. Исполнители — Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Филармонии (как и во всех остальных концертах), а также хор Михайловского театра и скрипач, сын и неизменный партнер маэстро Александр Рождественский.
Второй концерт, посвященный музыке Мясковского и Стравинского, также состоит из произведений, хорошо известных узкому кругу музыкантов и музыковедов, но почти не исполняемых и потому неизвестных широкой публике. Девятая симфония Николая Мясковского, вобравшая в себя увлечение композитором атональной системы Шёнберга и импрессионизма Дебюсси предыдущего периода, эпически мрачная и живописная, что понятно, если вспомнить, что написана она была в 1926-27 годах, когда появился печально известный план коллективизации сельского хозяйства и бесславно закончилось более-менее свободное время НЭПа. «Симфония в трех движениях» Игоря Стравинского – совсем другое по стилю, но похожее по настроению сочинение, по времени написания связанное с Великой Отечественной войной, а по мысли автора с войной вообще, как некоей катастрофой массового, коллективного сознания.
Третий вечер цикла — самый современный — представляет авторский концерт современного петербургского композитора, «живого классика» Сергея Слонимского: прозвучит посвященный Рождественскому Симфонический мотет, вокально-симфонический цикл 1959 года «Песни вольницы» и премьера Тридцать первой симфонии композитора. Солисты Надежда Хаджева (меццо-сопрано) и Юрий Власов (бас).
А заключительный концерт откроется романтическим «Поражением Сеннахериба» для хора и оркестра Модеста Мусоргского на стихи Байрона — сочинением, которое в таком масштабе со времен самого Мусоргского, конечно, исполнялось, но очень и очень редко. В исполнении супруги дирижера, пианистки Виктории Постниковой прозвучит Четвертый фортепианный концерт Сергея Рахманинова, а завершится программа скифской сюитой (это название маэстро вынес в подзаголовок) «Ада и Лоллий» Сергея Прокофьева, когда-то заказанным Сергеем Дягилевым балетом для его знаменитых «Русских сезонов», который затем был переделан в оркестровую сюиту. Это неустанное стремление маэстро исправлять ошибки истории и знакомить публику с незаслуженно забытыми или малоизвестными шедеврами отечественной музыки имеет все шансы превратиться в хорошую традицию, тем более важную, что в нашем самом академическом концертном зале такие раритеты, да еще и в таком исполнении, звучат крайне редко, а самая консервативная часть петербургской публики — филармоническая — совершенно не приучена к подобным экспериментам.