14 апреля в Мюзик-Холле пройдет концерт Дживана Гаспаряна.
Дживан Гаспарян живая легенда того жанра, который уже давно вышел за рамки музыкального фольклора, но и глянцевым этно-джазом не стал, а остался трогательно частным случаем узконациональной музыкальной традиции, покорившей между тем весь мир. Гаспарян играет на армянском дудуке, который освоил в детстве самостоятельно, без всякой музыкальной школы, просто слушая старших. Это и определяет, наверное, живую фольклорную традицию — возможность передавать ее непосредственно от учителя к ученику, без какой-либо сторонней образовательной системы. И, несмотря на то, что с двадцати лет музыкант концертирует уже в профессиональном качестве, а ближе к тридцати получает свою первую золотую медаль на Международном фестивале ЮНЕСКО, за которой последовало еще несколько, несмотря на нынешнее профессорство в Ереванской консерватории, в концертах Гаспаряна так и не исчезло это живое дыхание подлинной народной культуры.
Удивительно, как ему удалось пройти через всех и вся нивелирующую систему мировых концертных ангажементов, выйти на уровень миллионных тиражей своих дисков, стать голливудским композитором и музыкантом — и при этом не потерять искренности и простоты исполнения. Причем играет Гаспарян и с сугубо классическими коллективами – Лос-Анжелеским, Венским и, конечно, Ереванским симфоническими оркестрами, и с такими супер авангардными звездами классической музыки как Кронос-квартет, и с работающими где-то на стыке рок- и популярной музыки Брайаном Мэем и Питером Гэбриелом. Для него пишут музыку самые модные композиторы, он записал саундтреки к двум десяткам блокбастеров и просто хороших фильмов. Но ничто не сравнится с его концертами фольклорной и редкими вкраплениями эстрадной музыки в сопровождении небольшого ансамбля, обычно состоящего из двух или трех дудуков — от баса до сопрано — и ударных. Есть тут какая-то прелесть достоверности происходящего, которую мы с модой на псевдо-этнические ансамбли и «развесистую клюкву» русских народных коллективов почти утеряли: оказывается, есть еще люди, способные просто передавать дальше те напевы и мелодии, с теми же интонациями и спокойным удовольствием от процесса, которые они получили в детстве от старших.
На концертах Гаспаряна осязаемо чувствуется этот спокойный и непрерывный ход времени, в котором также спокойно и постоянно звучит эта абрикосовая дудочка. Как в V веке, так и в XXI-м ее диапазон невелик, ее голос глуховат и очень близок по тембру к человеческому, и также просты ее мелодические возможности: конструкция дудука за века не изменилась ни на йоту.
Музыкант приезжает в Петербург регулярно, у него есть своя преданная публика, которая знает его репертуар и замирает от удовольствия, услышав что-то много раз пережитое и оттого еще более приятное, но и свежий слушатель попадает на эти концерты достаточно часто. И нет большей радости для случайно польстившегося на громкое имя человека, чем внезапно охрипнуть от кома в горле и сморгнуть неожиданные слезы в глазах посередине какой-нибудь незатейливой армянской мелодии, которую выводит «фирменным» хрипловатым звуком Дживан Гаспарян на своем дудуке.