14 декабря на Новой сцене Мариинского театра прозвучит «Реквием» Верди при участии Хиблы Герзмавы, Екатерины Губановой, Михаила Петренко и Сергея Семишкура.
Хибла Герзмава. Фото: Дамир Юсупов.
Под конец юбилейного 200-летнего года Джузеппе Верди, Мариинский театр демонстрирует все свои лучшие силы в вердиевском репертуаре, да еще приглашает сторонних звезд мирового уровня. Великолепное сопрано Хибла Герзмава, солистка Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, редко приезжает в Петербург. Мы уже и забываем, что Москве есть что противопоставить Анне Нетребко — голос Хиблы Герзмавы, безошибочно хрустальный в верхней тесситуре и плотный, грудной в средней и низкой, сочетается с настоящим драматическим талантом и убийственным женским обаянием. Это и есть настоящая оперная дива — не только по вокальным данным, но и по степени воздействия на публику. Не случайно, ее программы джазового репертуара имеют такой успех, в джазе «зажечь», увлечь публику, зацепить ее собственным драйвом — чуть ли не главная задача музыканта.
Екатерина Губанова.
Еще одна приглашенная звезда — московское меццо-сопрано Екатерина Губанова, как и Герзмава, выступающая на всех крупнейших оперных сценах мира и в Россию наезжающая только изредка. В Мариинском, впрочем, молодая певица бывала уже не раз и ее европейское образование, разнообразие репертуара, от Малера, до Римского-Корсакова, и, что важнее, умение все это стилистически грамотно петь, снискало ей серьезный успех у публики. В «Реквиеме» она выступает последнее время часто, что в этом возрасте скорее плюс, потому что «заездить» такую музыку еще трудно, а уверенности в себе повторы добавляют. Это должно стать хорошим сочетанием: закрытый, чуть-чуть суховатый по тембру, как раз для серьезности сочинения, голос Губановой и хрустальное, нежное сопрано Герзмавы, вкупе с ее яркой эмоциональностью. А на таком музыкальном материале это и вовсе мечта, а не концерт.
«Реквием» единственное крупное не оперное произведение Верди. Что не помешало великому композитору превратить торжественную заупокойную мессу чуть ли не в театральное сочинение: вердиевский талант драматически образно, выпукло строить музыкальные темы и почти визуализировать содержание часто побуждает театры ставить это сочинение в сценической версии (каковая в Мариинском тоже есть, в постановке Даниэле Финци-Паски). Алессандро Мандзони, которому посвящен «Реквием» был глубоко почитаемым соотечественниками и лично Верди писателем и драматургом, и композитор ощущал его смерть, как личную потерю. В музыке ощущение нарастающего горя и траура безусловно присутствует и легко «прочитывается». И все же, молитва о душе умершего и его путь на небеса раскрывается здесь с точки зрения произведения искусства, изумительной мелодики сольных арий, романтически эмоциональных дуэтов, терцетов и квартетов, мощных, суровых, но и лирических хорах. Это почти опера, почти сюжет — со своей драматургией и содержательной линией, что делает «Реквием» в первую очередь концертным, нежели духовным сочинением потрясающей красоты.