Звонки мобильных телефонов, аплодисменты не к месту, вспышки фотокамер и просто шум — проблему поведения публики в концертных залах обсуждают автор VashDosug.ru и заинтересованные стороны: музыкант-исполнитель и представители концертных залов.

Фото: В. Барановского

Представьте, что вы — меломан и сидите в концертном зале, и вот только начали наслаждаться сонатой Бетховена. Да пусть даже Белы Бартока или Витольда Лютославского, не к ночи он будь помянут. Соната в трех частях и предполагает единство замысла. Но после первой части ваши соседи и еще какие-то лично вам несимпатичные люди в первом ряду начинают оживленно хлопать и успокаиваются, только заметив подозрительное отсутствие единодушия в этом своем порыве.

В середине второй части в зале звонит мобильный телефон, и хозяйка судорожно, не попадая по кнопкам, пытается его отключить. Пожилая дама наискосок от вас шуршит бумагами в сумке, а молодежь сзади непрерывно поглощает, давясь и чавкая, небывалый по размеру запас конфет. Впрочем, от второй части уже почти ничего не осталось, а после нее опять грянут чьи-то воодушевленные аплодисменты. Третью часть вы проводите в тщетной попытке включиться-таки в происходящее на сцене, а не в зале, в котором то и дело возникают какие-то совсем немузыкальные шумы. Узнали ситуацию?


, пианист: «Звонки на концертах бесят, они возникают иногда в совершенно невозможных местах, когда хочется все бросить и уйти со сцены. Еще ужасно раздражают слушатели, которые при звонке их телефона "прикидываются валенком" и ждут, пока перестанет само — а само не перестает очень долго! Но я понимаю, во-первых, что это — неизбежное зло, во-вторых, что виноваты зачастую бабушки, которые просто не могут разобраться, как отключить звук на телефоне, и наказывать их за это негуманно. Поэтому я, конечно, абстрагируюсь на сцене от звонков, что сделать, кстати, легче, чем сидя в зале в качестве слушателя — степень концентрации исполнителя неизмеримо выше».


В последнее время то и дело возникают стихийные обсуждения поведения публики в наших концертных залах. Причем, если слушатели старшего поколения единодушно негодуют, то представители среднего возраста относятся к происходящему со смешанными чувствами, признавая, по крайней мере, права публики на эмоциональную, пусть и неуместную, реакцию.


Оксана Токранова, пресс-атташе Мариинского театра: «Как человек, который работает в театре, я считаю, что публика имеет право выражать свои эмоции. Но как слушатель, я понимаю, что люди аплодируют, просто не зная, что это нехорошо. На камерных или сольных концертах, где это особенно важно, я вижу по напряжению и экспрессии на лицах исполнителей  а у нас идеальная акустика и любые аплодисменты слышны громко — как им это мешает. Кроме того, это очень сильно действует на нервы той публики, которая хочет целиком воспринимать произведение, так как разрушает единство, художественную цельность сочинения. Пожалуйста, не аплодируйте между частями сонат или концертов!»


Впрочем, вопрос единства сочинений крупной формы и сам по себе спорен, поскольку публичные концерты  жанр относительно новый, к которому вплоть до эпохи романтизма относились скорее как к сопровождающему приятную беседу шуму, вроде нынешней аудиозаписи. Принято было сопровождать приемы музыкой, но воспринимали ее как фон, за исключением, может быть, выступлений известных виртуозов или композиторов. И только к XX-му веку концерты стали воспринимать как самоценное событие, а музыкальное произведение как некий единый объект искусства. Концертный зал, как храм музыки — точка зрения совсем новая.


Пётр Лаул, пианист: «Насчет аплодисментов между частями — это не такая уж страшная проблема. В конце концов, в XIX веке так всегда и было, да еще и повторяли части тут же по требованию публики. К тому же есть различные способы этого избежать, дать понять публике, что еще не конец, и мне, как правило, удается. Не нужно в конце части взмахивать шевелюрой и делать артистичные жесты конечностями, и все будет в порядке. Телефоны гораздо хуже, они вторгаются в саму музыку».


Концертные залы пытаются бороться с проблемой, но не всегда успешно. Пожалуй, наиболее последовательную позицию занимает петербургская Филармония: в Большом зале перед каждым концертом глубоким голосом Николая Бурова просят выключить мобильные телефоны, а в Малом зале бессменная конферансье Елена Ефимова несколько раз осведомляется, а не забыли ли слушатели отключить свои телефоны. Работает живое обращение гораздо лучше, именно в Малом зале звонки наиболее редки. В великолепном, с удобными эргономичными креслами, продуманной системой фойе и лучшей в городе акустикой, Концертном зале Мариинского театра телефоны звонят по несколько раз за отделение. Однако же, когда ведется запись концерта и режиссер обращается к публике с просьбой отключить телефоны, лишнего шума становится меньше. Почему бы не ввести это за правило?


Василиса Сердобольская, начальник отдела по связям с общественностью Филармонии им. Д.Д. Шостоковича: «Когда готовились к проведению в Филармонии акции "Ночь музеев", мы, предвидя, что будет много новой аудитории, выпустили шутливую брошюру с условным названием «Филармония для чайников». В добром ключе, чтобы никого не обидеть, написали про аплодисменты в неположенных местах, шуршащие пакеты и конфеты в фантастической акустике зала и многом другом. Разошлась брошюра "на ура"».


На сайте Филармонии также можно узнать о правилах поведения на концерте: «Тишина — такая же важная часть композиции, как и звук. Ее соблюдение — это дань уважения музыкантам. Аплодисменты в неположенном месте сразу выдают новичка...»


Возможно, единственный выход — планомерно и с учетом всех возможных ресурсов СМИ воспитывать те поколения публики, которые почему-либо «выпали» из этого процесса в детстве и действительно не знают, как себя вести в зале. За последние годы состав аудитории в той же Филармонии изменился кардинально, концерты классической музыки становятся модным светским развлечением, а значит нужно с этой, новой публикой как-то работать, объяснять, почему музыканты ежатся от аплодисментов в паузах, а дирижеры не любят служить фоном для любительских фотографий слушателей. Потому что эта публика через двадцать лет станет ядром аудитории, а следующее за ней поколение будет брать пример со старших.