6 января в Концертном зале Мариинского театра начинается цикл «Все органные сочинения И. С. Баха» в исполнении Кристофера Херрика.
Концертный зал Мариинского регулярно делает такие, просветительские проекты: в самом деле, это и познавательно, и интересно — услышать все произведения какого-либо композитора в одном жанре. Собственно, сейчас это даже модно — все крупные фирмы звукозаписи заказывают музыкантам такие, монографические серии дисков, многие крупные фестивали в последние годы ставят в программу хотя бы один такой цикл концертов. В нашей стране такая практика существовала еще в советские годы — многие, наверно, вспомнят филармонический абонемент «Все фортепианные концерты Моцарта» в исполнении Элисо Вирсаладзе и другие подобные услады меломанов. Сейчас подобные циклы, да еще и с известными исполнителями, может себе позволить только Мариинский.
А исполнитель в данном случае замечательный — Кристофер Херрик десять лет был органистом Вестминстерского аббатства, что само по себе дорогого стоит, после чего полностью посвятил себя концертной карьере. Он и прославился сначала серией из 16 дисков со всеми органными произведениями Баха, выпущенной достопочтенной Hyperion Records, а потом исполнением этих программ «вживую». Постоянные слушатели Мариинского уже могли оценить его виртуозность, стилистическую точность и органичность в довольно разнообразном репертуаре на концерте последнего фестиваля «Звезды белых ночей». Бах же так и остается для Херрика коронным репертуаром, годами исполняемым и доведенным до совершенства.
Тем более, что репертуар сам по себе шедеврален. Орган для Баха не случайный инструмент, вся его жизнь была связана с органом — сначала как исполнителя в различных церквях, потом как композитора. Причем признан он был и в той, и в другой ипостаси — его органные импровизации потрясали современников, может быть, в большей степени, чем его сочинения. Все-таки для оценки масштаба его творчества нужны прошедшие века, а вот непосредственная игра Баха-органиста была востребована сразу же, при жизни.
Кроме того, до возникновения романтического рояля, именно орган был «королем всех инструментов» и если и был у музыканта-исполнителя первой половины XVIII века потенциальный шанс прославиться, при всем сугубо потребительском отношении к музыке, то орган был наилучшей из существующих возможностей. Собственно, почти всю свою камерную, не органную музыку Бах написал в годы работы при дворе князя Ангальт-Кётенского, где органа просто не было. Во все остальные годы своей длинной и плодотворной жизни, орган остается основным устремлением композитора, и эта часть его огромного наследия лучшая возможность понять его творчество – его философский пафос, направленный в небеса, его вдохновленную патетику молящегося христианина (орган в те времена мог звучать только в церкви), его гениальное чувство формы, искусство полифонии и импровизации. В общем, то, за что в последующие века Бах так и остается вершиной всего массива когда-либо написанной классической музыки.