Все крупнейшие музеи мира проводят какую-то культурно-просветительскую работу, зачастую связанную не только с изобразительным искусством. Но, кажется, только у нашего Эрмитажа есть собственный оркестр, собственная Академия музыки и два регулярных мини-фестиваля.
И, поскольку уж сам музей сугубо классичен, возможно для контраста, а возможно для привлечения другого сегмента посетителей, фестивали нацелены на музыку скорее джазово-клубного стиля, чем академического. В юбилейном году — Эрмитажу исполняется 250 лет — фестиваль еще более расширил сферу своих интересов, включив в программу музыкально-драматический вечер «Шекспир-билингва» (19 февраля в музее Эрарта). В духе светских развлечений прошлого века, мода на которые последнее время явно возвращается, вечер будет состоять из сонетов Шекспира на русском и английском языках в исполнении британца Терри Суини и петербуржца Константина Малышева, сыгравших недавно главные роли в фильме «Санкт-Петербург», а также джазовых импровизаций интернационального состава: британский скрипач Хуго Тиччиати, саксофонист Юрий Хонинг и барабанщик Юст Лейбарт из Нидерландов, а также художественный руководитель фестиваля Сергей Евтушенко, композитор и пианист. Два более академических концерта пройдут в зале Капеллы.
Хуго Тиччиати.
Открытие фестиваля 16 февраля состоится в виде «дуэли саксофонистов» — хотя, на самом деле это все-таки два ансамбля: квартет голландского саксофониста Юрия Хонинга и трио англичанина Тима Гарланда. Оба лидера хорошо известны в Европе, да и в мире в целом, оба обладатели Грэмми и играют с джазовыми мэтрами уровня Пэта Мэттени, Чика Кориа и Хэрби Хэнкока. Как ансамбль здесь интереснее англичане, потому что к Гарланду прилагается Гвилим Синкок, молодой пианист и композитор, за последние пару лет набравший известности и своими джазовыми, и классическими сольными проектами, а также перкуссионист Асаф Сиркис. Собственно, оба состава акустические и вполне классические по звучанию, но англичане выдают такую живую и текучую смесь соула, каких-то кельтских мотивов, терпкой, слегка карибской перкуссии и первоклассного исполнения, что спокойному и слегка флегматичному квартету голландцев в одном с ними концерте не позавидуешь.
Юрий Хонинг.
Второй концерт в Капелле совсем другой окраски: 23 февраля выступают лауреаты первой премии конкурса молодых оперных певцов города Сполето. Молодые голоса певцов-победителей престижного конкурса, оркестр Эрмитажа под управлением шведского дирижера Матса Лильефорса и программа — популярные и любимые всеми арии и дуэты из опер Доницетти, Верди, Пуччини и Россини — на такой концерт публика придет всегда.
«Hadouk Trio». Фото: Patrick Audoux.
Два самых экзотических, но и лакомых для знающих слушателей концерта фестиваль представит в Атриуме Главного Штаба. 21 февраля там впервые в России выступит французское «Hadouk Trio», широко известная в мире этно-музыки группа, мультиинструменталисты, играющие кроме прочего на аджуше и дудуке – отсюда и название ансамбля. Несмотря на этнические инструменты, это именно джаз, затягивающий ориентальными ритмами и мелодикой, бесконечными разливами импровизаций на базе одной гармонии, поддерживаемой роялем, или уходящий в сдержанный кул-джаз.
«Trio Mediæval».
Концерт-закрытие фестиваля не менее интересен — 25 февраля в Атриуме выступит норвежский джазовый трубач, певец и композитор Арве Хенриксон, постоянно экспериментирующий с самыми разными стилями, от электронной музыки до поставангардного джаза, и норвежское же вокальное «Trio Mediæval», которые совмещают исполнение средневековой и современной музыки. Вместе они представляют что-то уж совсем для нас причудливое — программу старинных норвежских и исландских песен и религиозных гимнов, что в целом созвучно и нашей нынешней моде на аутентичное исполнение, песенный фольклор в джазовой обработке или сочетание этно и классической музыки.