В преддверии 8 марта культовый сербский режиссер приезжает со своей группой в Петербург.
Кустурица — это тот персонаж европейской культуры, который напоминает нам, как это ни парадоксально, о свободе ХХ века. Кто в наше время может до такой степени плевать на статус, никак не держаться за свое место на иерархической лестнице мирового кинематографа, делать только то, что хочется и спокойно перешагивать с престижнейшей красной дорожки (а режиссер дважды завоевывал Золотые ветви в Канне) на клубные сцены размером три на два метра перед залом на сто человек?
Эта внутренняя свобода роднит Кустурицу с его любимыми цыганами, самыми живыми персонажами фильмов режиссера. Кажется, он вообще не делает разницы между своей музыкальной и кинематографической деятельностью, существуя единым и цельным феноменом в любой ситуации и в пространстве любых сфер искусства. The No Smoking Orchestra — это фолк-рок ансамбль, задуманный для и ради удовольствия, а не заработка. Кустурица в одном из интервью говорил, что они с друзьями развлекаются, когда играют вместе, не мня себя профессионалами. В этом, наверно, и есть главная прелесть этого проекта — музыканты получают видимое удовольствие от совместной игры, от самого процесса, и это ужасно заразительно.
По принципу вовлечения слушателя в свободно творящийся прямо здесь праздник звука, ритма, мелодии, No Smoking Orchestra близок джазу с его отсутствием, как сказали бы в театре, четвертой стены между сценой и залом и камерностью происходящего. Правда в нашей стране ансамбль Кустурицы выступал и в совершенно других, огромных залах, но у нас подчас и духовная музыка звучит на стадионе, и струнные квартеты в Кремлевском дворце, и классический камерный оркестр на Майдане. Как писал Довлатов, Петербург (Москва, Киев и т. д.) — город контрастов, любим мы сочетать несочетаемое и только умиляемся полярности какого-нибудь творческого явления и места, в которое его поместили.
А то, что сочетает No Smoking Orchestra в своей игре как раз вполне подходит друг другу: цыганские мотивы и свободная ритмика, энергичная основа рока — без какого-либо декаданса и уныния, балканские фольклорные танцы, которые не дадут залу стоять спокойно, и бесшабашное, то ли из джаза, то ли из панка пришедшее отношение к звуку. И все это на абсолютно позитивном настроении: удивительным образом, даже лирики в концертах ансамбля нет, только веселье и радость зажигательной и темпераментной музыки, в основе которой народные танцевальные традиции Боснии, Сербии, цыган, славян и прочих народов, перемешавшихся на нашем взбаламученном материке.