Этот легендарный грузинский ансамбль часто называют восьмым чудом света, ему аплодировали Иосиф Сталин и английская королева, Фидель Кастро и Франклин Рузвельт, Шэрон Стоун, Ани Жирардо, Жерар Департье...
В прошлом году, после долгого перерыва, этот коллектив снова выступит в Петербурге. Каждый танец зрители встречали стоя. О том, что такое балет Сухишвили, рассказала «ВД» внучка основателей ансамбля и сегодняшний его руководитель Нино Сухишвили.
— Вы, наверное, помните свою первую встречу с ансамблем Сухишвили?
— Ансамбль Сухишвили я помню с того момента, как помню себя... С той минуты, когда я впервые почувствовала вкус и запах закулисной пыли...
— Какие семейные традиции и реликвии вы сохраняете в вашем доме?
— Все традиции и реликвии связаны с дедушкой и бабушкой. Это фотографии, афиши, эскизы костюмов для танцев, подарки известных личностей, сувениры, и все, конечно, связано с ансамблем. Мои друзья часто шутят, что я живу в музее.
— Как вы делите обязанности по работе с коллективом со своим братом Ильей?
— Мы, третье поколение семейства Сухишвили, впустили новую струю, «новую кровь», народный танец вошел в моду, и молодое поколение заинтересовалось фольклором, особенно модернизированным фольклором. Я генеральный директор ансамбля и занимаюсь продюсированием и менеджментом. Также я создаю костюмы для новых танцев. Брат Илья — художественный руководитель и главный хореограф ансамбля. Мы работаем вместе, сообща и в основном всегда согласны друг с другом.
— Вас и брата назвали в честь бабушки и дедушки? Чье это было решение?
— В Грузии часто называют детей именем дедушки и бабушки. Это традиция, как и в других европейских странах, тем более если это известные люди.
— Правда ли, что ваш дедушка работал с легендарным Джорджем Баланчиным? А с кем из известных хореографов он еще сотрудничал или общался?
— Дедушка и бабушка дружили со многими известными хореографами и артистами, всех не перечислить: Джордж Баланчин, Серж Лифар, Морис Бежар, Юрий Григорович, Голейзовский Касьян Ярославович...
— Что вы сохраняете в работе от стиля основателей коллектива, Илья Сухишвили и Нино Рамишвили, а что меняется?
— В коллективе чтут и берегут традиции, но со дня основания многое менялось и обновлялось самими создателями ансамбля, великими новаторами своего времени. Мы стараемся работать в том же стиле: обновление, развитие, творческие поиски были всегда главными принципами нашей работы. За последние годы изменилась манера исполнения, ускорился темпоритм, музыкальное оформление стало богаче. Многим народным мелодиям потребовались новые аранжировки, в которых нуждались новые танцы. Очень интересна хореография Илико Сухишвили-младшего. Он усложнил танцевальные движения, обогатил музыкальное оформление. Это своеобразная «балетная реформа» в рамках одного коллектива, и своим духом она еще больше близка принципам нового балета, модерна. Он усложнил танец массовки, а что касается сольных партий — они были в танцах всегда, это прыжки на колени, вращение на пальцах. Это эффектные моменты, которыми обогащена программа. Каждый танец — это по-своему ритуал. Создавая новый танец, надо исходить из начального источника. Сила искусства идет от народа, но богатство фольклора требует обработки. Хореограф должен связывать пластическое наследие с современностью.
— Ансамбль выступает в разных странах... Какова была реакция зрителей на выступление вашего коллектива?
— Первой победой, наверное, был первый концерт 11 июля 1945 года. Мы считаем этот день днем рождения нашего ансамбля. Потом были первые гастроли за границу в 1948 году, в Финляндию. После посыпались гастроли, победы, звания, успех, пришла популярность. В 1967 году в известном миланском театре «Ла Скала» был побит рекорд: 14 раз поднимался занавес, трижды вызывали на бис. Мы были первым и последним фолклорным ансамблем, выступившим на этой известной сцене. На Бродвее в 1988 году наше представление было признано лучшим шоу года...
— Приходится ли сегодня собирать старинные грузинские танцы, костюмы к ним? Как это удается?
— Порой танцы ставятся с нескольких движений. Постепенно вырисовывается рисунок, и, как узор вышивки, «вышивается» танец. С одного-двух традиционных движений можно поставить танец — добавить немного знания фольклора и талант хореографа. А что касается костюмов, то некоторые из них были сшиты еще в 50–60-е годы прошлого столетия по эскизам Соломона Бесарионовича Вирсаладзе. Такая долговечность объясняется тем, что шьются костюмы исключительно из натуральных тканей. И практически каждый костюм украшен вручную — бисером, вышивкой, камнями. Некоторые костюмы восстановлены по эскизам С. Б. Вирсаладзе. Я руководила сама этой работой, а для новых танцев даже делала эскизы костюмов. Всего в нашей программе около 600 костюмов.
— За время существования ансамбля Сухишвили были звездные часы и трудные времена? Когда? С чем это было связано?
— Ансамбль не прекращал работать ни на один день, даже в тяжелые, мятежные годы. Он фактически изначально формировался в военные годы, так что трудности не преграда, когда любишь и знаешь, что делаешь, и не представляешь жизнь без этого.
— Можете ли вы назвать «трех китов», на которых держится многолетняя популярность ансамбля Сухишвили?
— Нино Рамишвили, Илико Сухишвили и Соломон Вирсаладзе...
— Ваше мнение о сегодняшнем состоянии народного танца и хореографии в целом? Вы никогда не хотели поставить классический или авангардный балет?
— Я могу судить о сегодняшнем состоянии народного танца и хореографии по примеру нашего ансамбля — и он на высоком уровне. Что касается авангарда и модерн-балета — у нас как раз была премьера такой программы, надеемся в следуюший раз привести к вам и этот балет.
— Ваши впечатления от Петербурга — давние (детские) и современные?
— Петербург всегда был и остается для меня одним из самых красивых городов, не похожим на другие города России. Это один из культурных и исторических центров.
— Как вы относитесь к русской культуре? Читаете ли русскую литературу? Знакомы ли с современным российским театром?
— Я с большой любовью и уважением отношусь к русской культуре. Не представляю вообще формирование личности без русской литературы. А вот с современным театром, к сожалению, не очень хорошо знакома, более 10 лет не была в России и не смотрю Российское ТВ с 2008 года.
— Какие в вашей семье отмечают праздники? 8 Марта отмечаете?
— Праздники отмечаем всегда. Это Рождество, Пасха, Новый год. 8 Марта отмечаем потому, что это день рождения моего брата — Илико Сухишвили-младшего. Последние 9 лет этот день отмечаем в Киеве, так как каждый год даем там концерты, и это уже традиция.
— Молодежь в Грузии сегодня интересуется народными танцами, народной культурой, традициями?
— Вообще, вся Грузия сейчас танцует, и каждый второй ходит на танцы — от мала до велика. Я не видела ни в одной стране, чтобы народный фольклор был так популярен, как в Грузии. И это прекрасно! Это настолько натурально и естественно, это традиция, созданная на протяжении веков. Мы стараемся создавать новые хореографические постановки, используя фольклорную базу. Единственная возможность сохранить народное творчество — немножко его модернизировать. Только так оно становится популярным даже среди молодежи. И без ложной скромности заявлю, что это заслуга Национального балета Сухишвили и его популярности.
— Любите ли вы путешествия? Или все они связаны с гастролями?
— Да, я очень люблю путешествовать. В основном это всегда гастроли — стиль жизни. Иногда мне кажется, что путешествовать — тоже моя профессия.
— Будет ли продолжение у «семейного дела Сухишвили»?
— Безграничная любовь к нашему делу, интересная хореография, качество и техника исполнения, самоотверженный труд, неисчерпаемая энергия, талантливо обработанный фольклор, доведенный но уровня классики, огненный задор, передающийся в зал зрителю и рикошетом возвращающий восторг зрителя обратно к артистам на сцену. Считаю, что гарантия успеха — это продолжать в том же духе, а перспективы — они будут открываться всегда.
— Считается, что в Грузии больше всего долгожителей. Как вы думаете, кто и почему сегодня может быть долгожителем? Что для этого нужно?
— Я не знаю... Наверное, просто надо родиться и жить на такой благодатной земле и в такой стране, как Грузия.