6 апреля «Эссе-Квинтет» вместе с артистом Иваном Ожогиным выступит в Капелле концертную программу «Без границ». Об этом концерте, музыке и планах ансамбля VashDosug.ru рассказала аккордеонистка «Эссе-Квинтета» Ксения Квочко.
«Эссе-Квинтет» — яркий современный ансамбль, исполняющий музыку на народных инструментах. Он создан студентами Санкт-Петербургского Государственного Университета Культуры и Искусств и Санкт-Петербургской Государственной Консерватории имени Римского-Корсакова. Все участники коллектива — необычайно обаятельные, артистичные и виртуозные музыканты. На своих уникальных по техническим и тембровым возможностям инструментах, им подвластны произведения, написанные как в жанрах народной и классической музыки, во всем их богатом стилевом разнообразии, так и композиции, созданные в очень популярном сегодня стиле «classical crossover», где сложный музыкальный образ создается из интонаций различных жанров и стилей.
— Ксения, расскажите, когда и как появился ваш ансамбль?
— Мы существуем с 2007 года. Ансамбль появился на кафедре народных инструментов СПбГУКИ, и помог нам в этом преподаватель по специальности, Николай Александрович Кравцов. Он и предложил нам создать ансамбль. В 2006 году он пригласил на кафедру по специальности «Ансамбль» профессора Юрия Александровича Крамаря, который и руководил нашим коллективом почти 3 года. 15 декабря 2009 года его не стало. Изначально нас должно было быть четверо: два аккордеона системы Кравцова, домра и басовый инструмент. Но мы предложили исполнителя на приме и бас балалайке. Крамарь помог нам с идеей, репертуаром, он делал нам первые композиции, советовал, что лучше играть, преобразовывал наши идеи. Так получилась первая программа. Вообще он говорил, что всегда нужно искать в своей игре что-то новое.
— А сейчас у вас в коллективе есть такой лидер?
— Нет, у нас всегда была демократия. Мы все лидеры, мнение каждого из нас очень важно для коллектива. Мы хорошо друг друга понимаем, потому что давно знакомы. Все когда-то учились вместе, даже до университета: кто-то вместе учился в музыкальной школе, кто-то в музыкальном училище.
— А как распределяются роли внутри коллектива? Кто, например, генерирует идеи, а кто ищет способы их воплощения?
— Идеи рождаются у каждого всегда спонтанно и в большом количестве (смеется), хотя есть и такие, которые мы вынашиваем годами. На ком-то больше организационных вопросов, кто-то лучше остальных знает язык и занимается общением, например, с организаторами международных конкурсов и фестивалей. Мы с Мишей пишем инструментовки.
— А сложно было из студенческого ансамбля вырасти в большой самостоятельный коллектив?
— Невероятно сложно. И дело здесь даже не столько в конкуренции, а в том, чтобы просто пробиться на большую сцену с народными академическими инструментами. К народным инструментам у многих пренебрежительное отношение. Приходится доказывать таким людям, что мы достойны внимания. Решили доказывать это своими достижениями и много участвовали в конкурсах. Причем это не просто «конкурсы Мясомолочного комбината», как часто в шутку называют многие несерьезные конкурсы, а престижные чемпионаты под эгидой ЮНЕСКО. Например среди аккордеонистов мы выиграли I премию 65 международного музыкального конкурса баянистов и аккордеонистов «Кубок мира» (г. Сполето (Италия, 2012г.). Этот конкурс существует уже больше полу-века. Или так же мы получили I Премию 48-го Международного музыкального конкурса в г. Клингенталь (Германия, 2011г.). Это все очень серьезные чемпионаты с сильнейшими конкурентами среди участников и мэтрами в жюри. Мы выигрывали конкурсы в Италии, Франции, Швеции, России, Германии. Решили, что пойдем по этой дороге, и после этих наград нас начали уважать.
— А на каком уровне наша исполнительская школа, по сравнению, например, с европейской?
— На высоком, конечно. Россия всегда славилась своей исполнительской школой. Хотя, когда были на «Кубке мира», где заняли первое место среди ансамблей, нашими главными конкурентами были китайцы. Друг от друга нас отделяли сотые доли балла. У них сейчас тоже очень высокий уровень. Вообще мы гордимся «Кубком мира», потому что в Петербурге до нас эту премию в номинации «ансамбль» еще никто не получал, и в России тех, у кого есть эта премия — не много. Стоит отметить, что в 2013 году звание «Чемпион Мира» в сольной категории получил также петербуржский аккордеонист Александр Коломийцев из Консерватории им. Римского-Корсакова.
— Как же вам удалось достичь таких высот и при этом не загордиться?
— Мне кажется, еще рано (смеется). Мы всегда стремимся к лучшему, всегда есть над чем работать. Мы любим критику, прислушиваемся к замечаниям.
— Я знаю, что вы учитесь в аспирантуре Российского института истории искусств на секторе инструментоведения. Почему вам это интересно?
— Мне очень понравился предмет, который я стала посещать уже по окончании университа, опять же благодаря Н. А. Кравцову. Я слушала лекции по органологии вместе с коллегами по ансамблю, которые учатся в магистратуре СПбГУКИ. Этот предмет вел Игорь Владимирович Мациевский, мой будущий научный руководитель. Меня этот предмет так увлек, что захотелось продолжить обучение.
— Какой темой вы занимаетесь сейчас?
— Я занимаюсь исследованием инструментальных ансамблей академического направления. Моя тема звучит так: «Инструментальные ансамбли андреевской традиции в современной России». Данная область исполнительства, несмотря на имеющуюся источниковую базу, на этапе последних трех десятилетий практически не изучена. Поэтому я выбрала именно эту тему для изучения. В своей работе я буду говорить о народных инструментах, которые сегодня не могут так называться, в частности о терминологии. Уже в самой формулировке темы заложен конфликт: с одной стороны, рассматривается исполнительство на русских народных инструментах, в самом названии которых (русские народные инструменты) прослеживается неразрывная связь с национальной традиционной средой бытования, а с другой стороны, главным направлением, в котором идет процесс развития исполнительства на народных инструментах, в том числе и ансамблевого, является интеграция данной сферы музицирования в систему академического музыкального искусства.
— Расскажите, что будет на концерте 6 апреля в Капелле?
— Это наш совместный концерт с певцом и актером Иваном Ожогиным. Всем коллективом, как зрители пришли на мюзикл «Бал вампиров», где впервые увидели Ивана. После чего и возникла идея совместного концерта. Лично познакомились уже на концерте Адмиралтейского оркестра. Нас Ивану представили дирижеры этого оркестра, Валентин Лященко и Сергей Алеев. Концерт под названием «Без границ» помогли осуществить петербургские композиторы: Мария Григорьева, Евгений Желинский, Александр Абакшонок, Вячеслав Круглик и Елизавета Панченко. Для Петербурга это премьера. Концерт будет построен на мелодиях, которые либо перешли в народ и стали народными, либо идут из народа. Они, конечно, будут в авторских, оригинальных, часто непривычных аранжировках с новыми инструментальными возможностями. Количество инструментальных и вокальных произведения будет практически равным. Обычно, когда есть вокалист, то на ансамбль часто не обращают внимания, мы же сделали именно совместный проект, и все инструментовки прописаны так, инструментальная часть вместе с вокалом представляют превосходный ансамбль. Уверена, что многим зрителям это будет интересно.