9 апреля в Большом зале Филармонии в рамках цикла «Великопостных концертов» с «Концертом для смешанного хора в четырех частях» Альфреда Шнитке выступят пермский MusicAeterna и Саратовский губернский хоры под управлением дирижера Теодора Курентзиса.

Теодор Курентзис молодой и амбициозный дирижер, что в нашем сознании накрепко связано с понятием карьериста, а значит человека заведомо нехорошего. Курентзис же, грек по происхождению, чужд нашего советского бэкграунда и интеллигентских рефлексий, по-западному кипуче деятелен и не видит смысла в расходе энергии на пустые разговоры: кажется, он с самых юных лет был убежден в своем гении и всего за десять-пятнадцать лет убедил в этом российский музыкальный мир. В конце 90-х он еще доучивался у Илья Мусина в Петербурге и пробовал себя, насколько давали, в нашей филармонии — а кто у нас всерьез воспринимает свежих выпускников Консерватории, пока они лет двадцать не помаринуются ассистентами на случайных заменах и детских утренниках? Но уже в 2004-м Курентзис, признанный дирижер, постоянно выступающий с лучшими московскими оркестрами, создал в столице собственные оркестр и хор MusicAeterna, а дальше — собственный фестиваль, а также несколько постановок опер и балетов в разных русских музыкальных театрах. Этот разбег на короткой дистанции завершился в 2011 году, когда дирижер возглавил Пермский театр оперы и балета, перевезя туда и большую часть своих московских музыкантов.

На самом деле, мания величия это единственный способ существования дирижера. Либо ты веришь в себя безусловно, либо в тебя не верит никто, и Курентзис, в лучших традициях, кстати, и советской школы для своих оркестрантов царь и бог, тиран и деспот. Его буйная энергия увлекает всех, кто попадает в воронку этого смерча, будь то музыканты, чиновники или меценаты. Воля дирижера его главное оружие, а когда оно сочетается с талантом и образованностью —вот тут и начинается «пермская весна» или «уральское музыкальное Возрождение», как это называют журналисты. И не в упрек будь сказано петербургским традиционалистам от музыки, это Возрождение могло развиваться в нашем городе вот уже двадцать лет.

Основная интенция Курентзиса-дирижера — борьба со стереотипами. Его московский оркестр был создан для аутентичного исполнительства, когда оно еще с трудом завоевывало себе место в нашей музыкальной культуре, но с той же степенью бескомпромиссности и живого интереса дирижер исполняет и авангардную, и поставангардную музыку. С этой точки зрения, приглашение его в Петербург с такой программой закономерно, ведь Шнитке, как крупнейший в ХХ веке композитор-авангардист, был сугубым экспериментатором, еще и эволюционирующим в течение жизни. Концерт на стихи из «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци, армянского поэта-богослова конца Х века, позднее сочинение композитора, когда он стал тяготеть к монументальным хоровым формам, близким классической оратории или литургии на духовные сюжеты. Это произведение, несмотря на название стихов, сугубо светлой, хоть и печальной окраски, и в нем присущая Шнитке любовь к яркой, выпуклой драматургии в музыкальных образах уступает место спокойному приятию человеческой конечной природы.