16 апреля в JFC в рамках XV фестиваля «Джазовая весна в Санкт-Петербурге» играет американский бибоп-саксофонист Билл Сакстон с петербургским трио Алексея Черемизова.
Когда про Сакстона говорят «легенда джаза», имеется в виду, конечно, не уровень известности богемного Чарли Паркера или более респектабельного Луиса Армстронга. В середине ХХ века в черном джазе звезд такой величины было раз два и обчелся, да и не было принято в этой среде лезть на звездный небосклон, зато был целый слой великолепных музыкантов, которые играли на небольших площадках Гарлема и не видели для себя другой судьбы. Играть музыку в более-менее сносных условиях, когда гениально, а когда просто со вкусом — это было богатство и слава нью-йоркских черных кварталов. Вот это и есть легенды джаза, те музыканты, которых можно было услышать в кабачках и подвалах, заглянув туда случайно или будучи их завсегдатаем, музыканты, слава которых была еще изустной, не тиражируемой СМИ. Интересно, слышал ли тогда Билл Сакстон о стране под названием Беларусь, в которой он выступал пару месяцев назад, или о Санкт-Петербурге, который почему-то находится не в солнечной Флориде, а где-то через океан в северном направлении?
Пожилой и чарующе неформальный в лексике и манере держаться, Сакстон так и играл бы, наверно, в своем Гарлеме, в собственном, маленьком уютном клубе Bill’s Place по пятницам. Но времена изменились и теперь саксофонист, ведомый крупным концертным агентством, объезжает весь мир, даже такие его северные пределы, как наш холодноватый, климатически недружелюбный к гостям город. Трудно сказать, что нас ждет на его концерте — джаз в понимании того поколения искусство сиюминутное и зависит от настроения, атмосферы места, соотношения случайной и неслучайной публики в зале и еще много чего. Но очень хочется прикоснуться к той, старой джазовой культуре, когда играли в удовольствие на два десятка человек, а не на стадион, когда общались с аудиторией, как с друзьями — а они таковыми и были, постоянные посетители, собутыльники и такие же коллеги — вольные музыканты.
Тем более что Сакстон будет играть с петербургским трио Алексея Черемизова, постоянно выступающим на наших джазовых площадках с музыкантами самых разных стилей — то с эксцентричным французским трубачом Жаном Лу Лоньоном, то с виртуозным певцом в стиле свинг Кенни Вашингтоном, то с роскошной Клаудией Элиаза. Умение прямо здесь и сейчас создавать импровизированный ансамбль, музыкальное общение в рамках джазового стандарта — в таком варианте джем-сейшена сам Сакстон и играл большую часть жизни, как с монстрами джаза вроде Эррола Паркера, так и со всяким человеком, умеющим извлекать звуки из своего инструмента и попадающем в ритм, в драйв и в радость совместного творчества. Собственно, это и есть джаз, а все остальное только преходящие наслоения, шелуха времени.