18 апреля в Академической Капелле играет Эдуард Кунц. Симфонический оркестр Капеллы под руководством немецкого дирижера Эккехарда Клемма исполнит 2-ю симфонию Шумана, а пианист исполнит концерт для фортепиано с оркестром № 24 Моцарта.
Ревностный слушатель помнит «блистательное поражение» Кунца на конкурсе им. Чайковского в 2011 году: когда безусловного фаворита публики не пропустили даже в полуфинал, интернет взорвался возмущенными дифирамбами и Кунц в одночасье нажил себе огромное количество поклонников. В нашей стране любят открывать непризнанных гениев, особенно когда гений красив и артистичен, и кем-то несправедливо обижен в придачу. А когда в считанные дни после того, второго и последнего для него тура, музыкант получил контракт от фирмы Yamaha (он стал лицом фирмы, коим и является до сих пор), радости его почитателей не было конца. Весь следующий сезон музыкант играл, кажется, только на родине — по его концертам можно было учить географию России.
На самом деле, Кунц на момент конкурса им. Чайковского был уже достаточно известен на Западе, да и этот, странный на первый взгляд, проигрыш объясняется его вполне серьезным статусом в музыкальном мире и зрелым возрастом: любой конкурс ориентирован на молодых исполнителей, которые лауреатством могут серьезно двинуть вперед свою карьеру. Кунц же, поучившись в Московской консерватории у Андрея Диева, закончил образовании в Англии, где привлек внимание BBC, и под их эгидой плотно концертировал как соло, так и с крупнейшими оркестрами Европы. Победа в Москве была бы ему нужна, что называется, «для коллекции» — или в подарок на тридцатилетие.
А также и для расширения аудитории: Кунц субъективен в своих интерпретациях до предела, виртуозен и романтичен — он идеально вписывается в общепринятое представление нашей публики о творческой личности. Какие-нибудь зубодробительные пассажи Листа даются ему с видимым пренебрежением, а Рахманинова он играет так, как будто только что сам сочинил или сочиняет произведение прямо здесь и сейчас, задумчиво размышляя над отдельными музыкальными фразами и взрываясь роскошно озвученными кульминациями. Это подкупает — даже если вы не согласны с прочтением сочинения, оно звучит убедительно, потому что проживается у вас на глазах. 24-й фортепианный концерт Моцарта благодатный материал для Кунца, он именно такой — раздумчивый, лиричный и в то же время страстный донельзя, его можно сделать и сдержанно-трагическим, а можно громоздить эмоциональные кульминации, доводя зал до полного экстаза. Моцарт об этом жанре писал, что в нем и «знаток получит подлинное удовольствие, но и незнатоки останутся довольны, сами не ведая почему» — выбирайте сами, к какой категории вы принадлежите и получайте удовольствие.