Миша Мищенко — новое имя в музыкальной культуре Москвы и Петербурга, вдруг открытый композитор-неоклассик, неожиданно ставший популярным. На этой неделе Миша Мищенко даст два концерта в Культурном центре Елены Образцовой. В преддверии этих выступлений VashDosug.ru поговорил с молодым композитором о том, чего ждать на них зрителям, о старых и новых формах, о профессионализме и дилетантстве, и, конечно, о музыке.
— Миша, расскажите, пожалуйста, что будет на концерте?
— Первое, что нужно сказать, концерт будет сольный. В основном я выступаю с трио — две скрипки и виолончель — Ксения Базель, Настя Чайкина и Мина Закич соответственно, а сам играю на фортепьяно и на разных других инструментах. В этот раз примерно полтора-два часа я буду играть только сольные вещи. В основном это уже известная программа, но будут и новые вещи. Так же будет много импровизации. Как говорится, всего понемножку.
— Я знаю, что у вас нет профессионального образования, вы не заканчивали, например, консерваторию. Как же вы учились музыке?
— Я учился в музыкальной школе, потом занимался индивидуально с преподавателем — набивал руку, учил этюды. А в 16 лет начал писать музыку и прибегал только к личному образованию, по мере необходимости образовывал сам себя.
— Почему вы выбрали такой путь? Не легче было бы учиться в институте?
— Это палка о двух концах. Наша Консерватория хороша для исполнителей, для тех, кто продолжает свое образование после музыкальной школы и колледжа, для них это образование прекрасно. А то, что происходит там с композиторами, мне не очень нравится. Там, так скажем, достаточно авангардистская тусовочка, которая не воспринимает музыку, подобную моей. Поэтому я не желаю там учиться. Возможно, я поучился бы на Западе, а здесь пока что не вижу смысла.
— Музыка, подобная вашей, это что за музыка?
— О ней говорят разное. Кто-то называет ее новой классикой, неоклассикой, кто-то кроссовером, и так далее. Вообще это очень широкое понятие — новая классика, к ней относится много исполнителей и композиторов, и ответить точно: что я играю, дать этому точное определение, я не смогу. Это скорее что-то смешанное с чем-то, разные стили, разные инструменты, в том числе и этнические, это очень разноплановая музыка. Для меня — это музыка иного порядка, она сделана не по классическим гармониям, она более простая и современная, чем классика. Она использует новые формы и идеи, которые приходят к композитору, их не нужно заучивать в консерватории.
— А где при создании этой музыки проходит грань между дилетантизмом и профессионализмом?
— Есть такой термин «несерьезная музыка» — это когда человек создает что-то очень простое, и сейчас это очень популярно, например, в изобразительном искусстве. Так вот и моя музыка простая, но я не считаю ее при этом банальной или дилетантской. Просто очень многие стали писать такую музыку, я воспринимаю это уже как тенденцию. И всегда найдутся люди, которые захотят сказать что-то против, и люди, которые захотят сказать что-то в защиту такой музыки. Поэтому не вижу смысла разделять дилетантский подход и профессиональный, все индивидуально. У меня, например, нет образования, и можно назвать меня дилетантом, но есть и другие критерии, по которым я вполне профессионал. Не мне об этом судить.
— Ваши коллеги по квартету профессиональные музыканты?
— Да, все они профессиональные музыканты. И я очень рад, что познакомился с ними. Мы уже довольно долго сотрудничаем, они помогают мне записывать альбомы. В этом плане я полностью доволен, что нашел профессиональных музыкантов.
— Как вы думаете, а им почему интересно с вами работать, чем вы их привлекаете?
— В том стиле, в котором я сейчас делаю музыку, я один из немногих музыкантов, которым удалось стать чуть более популярным, перешагнуть просто известность в интернете — мы даем концерты, записываем альбомы. Ну и я думаю, музыкантам так же как и мне интересно делать коллаборации между электроникой и акустической музыкой на классических инструментах.
— Вам хватает общения с другими музыкантами? Вы воспринимаете его как источник новых идей?
— Я всегда говорил, что искусство должно быть аутентичным, поэтому стараюсь черпать идеи по большей степени из себя, из своего воображения. Есть, конечно, композиторы, с которыми мы советуемся, общаемся, обсуждаем новые формы, и это общение тоже очень важно, потому что все познается в сравнении.
— Вернемся к нашему разговору о простоте? Вы не раз говорили о том, что музыка должна быть простой…
— Простой, красивой и аутентичной.
— Но, например, ваши альбомы нельзя назвать простыми. Они всегда концептуальны — у них есть тема, специальное заглавие, композиции расположены в определенном порядке, вы не выпускаете просто треки. Не мешает ли это простоте?
— Думаю, нет. Что касается концепций и названий, обычно я беру первое, что приходит в голову, стараясь не мудрствовать. Но у всех этих альбомов есть какая-то общая идея, цель, и, как правило, она в том, чтобы что-то показать людям. Я никогда ничего специально не придумываю, меня ведет эта большая идея, которая распространяется на все мое творчество. Конечно, все мои 20 альбомов очень разные, есть похожие, есть не похожие, многие из них экспериментальные. Кстати, один из таких экспериментальных альбомов сейчас уже почти сделан. Там музыка с этническими русскими народными инструментами, которая призвана показать, как красива наша культура, в том числе и в своих музыкальных проявлениях и формах.
— Эта глобальная идея может быть сформулирована?
— Да, она достаточно проста: показать людям, что в жизни есть много разных интересных вещей, которые нельзя объяснить словами или как-то показать, их можно только почувствовать. Я думаю, что при помощи моей музыки это можно как-то передать. И надеюсь, что это у меня получается.
— А так называемая обратная связь вам важна?
— Конечно, для меня это важно. Я хочу, чтобы люди развивались — чувствовали себя более счастливыми, искали новые цели, думали о чем-то хорошем, шире смотрели на мир, чтобы после моего концерта они выходили немножко другими. Исходя из разных комментариев, писем, которые мне пишут после концертов, я могу сказать, что зрители понимают, что я хочу до них донести. Моя музыка о чем-то большом, глобальном, непонятном, но я стараюсь донести эти идеи, облечь в новую музыкальную форму.