За несколько дней до открытия сезона Санкт-Петербургской филармонии прошла пресс-конференция с участием главных действующих лиц культурного центра. Встреча получилась очень теплой — участники поговорили о планах, проанонсировали новое пространство, душевно пообщались, а под конец даже... подрались.
Из докладчиков от Санкт-Петербургской филармонии выступали: директор филармонии Илья Черкасов, заместитель художественного руководителя Евгений Петровский, художественный руководитель Малого зала Ирина Смукул, и, конечно же, художественный руководитель филармонии, маэстро Юрий Темирканов собственной персоной.
Евгений Петровский рассказал о заметных событиях грядущего сезона. В новом, 94-м сезоне, на сценах филармонии как всегда выступит целое созвездие как отечественных музыкантов — большинство из них хорошо знакомы петербуржцам: инструменталисты Элисо Вирсаладзе, Денис Мацуев, Наталья Гутман, Григорий Соколов, Максим Венгеров, так и гостей из-за рубежа: дирижеры Томас Зандерлинг, Мишель Табачник, скрипач Джошуа Бэлл и другие. Особо отмечается появление Мариса Янсонса за дирижерским пультом в абонементном концерте (он выступит в концерте, посвященном 100-летию со дня рождения его отца, дирижера Арвида Янсонса).
Ежегодный зимний фестиваль «Площадь искусств» пройдет под знаком британской культуры: слушатели услышат произведения английских классиков Эдварда Элгара, Густава Холста (чьи «Планеты» для симфонического оркестра пройдут с видеорядом) и Бенджамина Бриттена, а также произведения других зарубежных композиторов в исполнении британских солистов (пианиста Кристиана Блэкшоу, тенора Иэна Бостриджа).
Художественный руководитель зала Ирина Смукул поведала о событиях нового сезона в Малом зале, который к открытию украшен двумя выставками: выставкой флористов — все фойе декорированы осенними букетами, а также новой экспозицией часто выставляющегося в пространстве филармонии художника Тумана Жумабаева. Смукул пригласила на вечера пианистов Валерия Кулешова, виолончелиста Александра Князева (совместно с Андреем Коробейниковым, два концерта с музыкой Брамса), квартета Ойстраха (совместно с Э. Вирсаладзе), на камерные вечера петербургских музыкантов и концерты аутентичной музыки (ансамбли «Prattica Terza», «Telemann Consort», «The Pocket Symphony»). Пригласила Ирина Альбертовна и на концерт современной музыки («Молодая музыка Петербурга», 10 октября 19:00), где прозвучат сочинения студентов консерватории, — «это, по-моему, очень интересно, потому что послушать, что сочиняют сейчас молодые ребята, как они мыслят себе нашу музыку — это очень интересно, ведь это, вобщем-то, наше будущее», — как-то неуверенно и даже немного оправдываясь сказала она. В свою очередь, директор филармонии Илья Черкасов сообщил, что в нижнем помещении — вестибюле, гардеробе Малого зала проведена небольшая реконструкция: «помещения были приведены в соответствие с общим обликом зала».
Наиболее интересной оказалась часть пресс-конференции с вопросами, заданными Юрию Темирканову, где Юрий Хатуевич предстал не столько маститым дирижером и музыкантом, сколько умудренным жизненным опытом пожилым человеком, говорящим откровенно и без комплексов и не боящимся прямо отвечать на поставленные вопросы и давать резкие оценки; руководителем Филармонии, беседующим не столько с сегодняшними слушателями, сколько с завтрашними потомками.
Обрисуем кое-что из ответов Юрия Темирканова, снабдив необходимым комментарием.
Про репертуар
Так, Темирканов рассказал, что его репертуар кажется здесь узким из-за того, что в филармонических концертах обыгрывается программа предстоящих гастролей за рубежом, а на гастролях русских музыкантов просят играть русскую классическую музыку. От себя добавим, что фактически из реплики Темирканова получается, будто оркестры филармонии работают на гастроли и под гастроли, а не под запросы петербургского слушателя.
Про оперу
«Есть только очень мало оперных шедевров, — считает Темирканов, — которые можно слушать в концертном исполнении, например, «Иоланта», и вообще, опера в концертном исполнении — это компромисс, и это то же самое, что звукозапись». («Музыкальные консервы», по выражению Темирканова).
Дирижирование операми Юрия Темирканова сейчас не привлекает: На Западе в абсолютный компромисс превращаются и поставленные оперы: «певцы уже приезжают готовые, режиссер — уже со своим “прочтением” (не прочтение гениального автора, а свое прочтение), художник совсем отдельно что-то рисует, это склеивается и выдается публике, - и черт его знает, что мы там можем увидеть. Я в эти игры не играю, я слишком старый для компромиссов, из-за денег я уже это не дирижирую».
В России опера тоже компромисс, по мнению Темирканова, «потому что оперные режиссеры (как они теперь называют себя) — жулики, они бесталанны настолько, что ставят себя выше великих Моцарта, Чайковского, Вагнера. Они просто превращают великую музыку, гениальную музыку в сопровождение своих дурацких выдумок. И они считают совершенно искренне, что это новое прочтение… То, что я сегодня вижу на сценах опер, вообще не опера. То, что происходит — это то, о чем говорил Толстой: “Искусство, к сожалению, погибнет. Но музыку жалко”» [В действительности, фраза Льва Толстого звучала несколько иначе: «Если бы вся наша цивилизация полетела к чертовой матери, я не пожалел бы, а музыку мне было бы жаль» — А. Гольденвейзер. «Вблизи Толстого» - В.С.].
На вопрос о новых постановках «Евгения Онегина» Темирканов ответил: «Вы меня посчитаете глупым человеком, но я еще не видел постановки, сравнимой с моей». Зметим, что в действительности, как бы нескромно это ни звучало, если сравнивать постановку Темирканова с недавними спектаклями «Евгения Онегина» Чернякова, Жолдака или Бархатова — пожалуй, темиркановский и правда будет из них лучшим.
О Мариинском
Темирканов: «Здание (вторая сцена Мариинского театра — В.С.) мне напоминает большой продовольственный магазин, а внутри — немножко по-купецки. Но звук хороший… Я не очень понимаю, для чего нужен рядышком другой большой оперный театр». Попутно маэстро упомянул, ссылаясь на данные Министерства культуры, что в Мариинском театре наполняемость зала всего 56%, скромно умолчав о посещаемости концертов Филармонии (позволим петербуржцам самим составить мнение о наполненности залов Филармонии). «Поэтому строить второй зал [было] нельзя. Вообще, наша профессия, — философствовал Темирканов, — это не количество. Вот Иванов написал “Явление Христа народу” — и стал Ивановым. Врубель не так много написал, а был Врубелем. В нашей профессии важно качество. Брумель прыгал 2,28 м в высоту… Вот в чем наша задача — прыгнуть выше, чем прыгали до тебя. Прыгать чаще не имеет смысла».
Достойным завершением встречи стала драка между двумя гостями, одним из участников которой стал самый активный из представителей прессы, задававший, как это чаще всего бывает, наиболее глупые вопросы. Драка отвлекла гостей и участников и от искусства, и от неудобной ситуации, когда вопросы к руководству филармонии иссякли, и на предложение задать еще один, последний вопрос желающих не нашлось.
Новое пространство: филармонический подвал
Но что же новое пространство, спросите вы? А вот это действительно может быть интересно. Главной новинкой филармонии, новым пространством стал… филармонический подвал, который, как оказалось, тоже может дышать высокой культурой, если откачать из него воду — что и было сделано к открытию 94-го сезона: подвал побелили, в него поставили столики кафетерия, стулья и старый рояль, по стенам развесили фотопортреты дирижеров (Александр Титов, Фабио Мастранджело, Юрий Темирканов, Илья Мусин и др.), выступавших в Филармонии (временная экспозиция концертных снимков театрального фотографа Виктора Васильева). «Было глупо потерять огромные пространства подвала, они пустовали, — говорил про подвал Юрий Темирканов, — мы нашли возможность отремонтировать подвал, там будут регулярные лекции, я думаю, это правильно».
Предполагается, что сюда перетекут мероприятия, которые раньше проходили в фойе Большого зала: встречи с музыкантами, предконцертные лекции. Вход на лекции будет бесплатным, при наличии билета на концерт и предварительной записи. Главным лектором 94-го сезона станет Ольга Скорбященская. Ольга Адольфовна Скорбященская — хорошо известная в профессиональном кругу пианистка, музыкальный критик, педагог, специалист по фортепианной музыке XIX века, а также многоопытный лектор, легко находящий общий язык с любой аудиторией. Ее лекции, может быть, и не будут отличаться сверхинформативностью или обилием неизвестных фактов — но это и не требуется для формата предконцертной лекции для людей с самым разным эстетическим и культурным багажом, в противном случае филармония специального лектора могла бы и не приглашать, ограничившись распечаткой глав из энциклопедий и монографий. Но то, что лекции запомнятся поэтическим настроем, смелыми ассоциациями и экскурсами в область смежных искусств — точно. Первая лекция состоится 25 сентября перед концертом открытия сезона. Как утверждается организаторами, «за чашкой чая» Ольга Скорбященская расскажет о Третьем концерте Рахманинова и Десятой симфонии Шостаковича. Затем лекции продолжатся перед вечерами 8-го абонемента «Диалоги», который специально был создан по принципу лекция+концерт.
Вообще же подвал Большого зала, с его несколькими десятками зрительских мест мог бы без шутки стать отличным камерным залом для исполнения современной музыки — некой экспериментальной площадкой филармонии, где без ущерба для филармонического реноме как наиконсервативнейшей концертной институции России и для традиционных филармонических программ классико-романтического репертуара, можно было бы исполнять новую музыку, и где не так бросалось бы в глаза количество слушателей, которым располагает актуальная музыка в Петербурге.