В воскресенье, 23 ноября, в Концертном зале Мариинского театра сыграют дуэтом Ксавье Филлипс (виолончель) и Игорь Четуев (фортепиано).
Ксавье Филлипс (р.1971) — талантливый французский (с армянскими корнями) виолончелист, выпускник Парижской консерватории, впоследствии некоторое время учившийся у Мстислава Ростроповича и игравший с ним. Наиболее успешными для Филлипса, являются, пожалуй, выступления с оркестром (одних только виолончельных концертов в его репертуаре — около двух десятков, от Гайдна до Анри Дютийе), а биография Филлипса насчитывает сотрудничество не с одним крупнейшим дирижером, в числе которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Риккардо Мути, Василий Синайский, однако и в качестве камерного исполнителя Филлипс себя зарекомендовал себя как крепкий и вдумчивый исполнитель, успевший поиграть в ансамбле со многими известными музыкантами, включая скрипачей Шломо Минца и Давида Грималя, пианистов Хусейна Сермета, Эммануэль Штроссер и других. Среди записей Филлипса можно отметить камерную музыку Золтана Кодая, Мориса Равеля, армянских композиторов (Хачатурян, Бабаджанян, Комитас).
Игорь Четуев (р.1980) — известный и в России и за рубежом украинский пианист, ученик (по Высшей школе музыки Ганновера) и протеже Владимира Крайнева, регулярный гость Петербурга и Москвы (в один из прошлых приездов он аккомпанировал в концерте Ферруччо Фурланетто), универсальный исполнитель, одинаково уверенно чувствующий себя и в сольных выступлениях, и в камерном музицировании, и в игре с оркестром. Записи Четуева выходили на лейблах Naxos, Orfeo, Hyperion, и в их числе еще незавершенный проект по записи всех фортепианных сонат Бетховена (российская фирма Caro Mitis), и записи произведений Метнера, Шнитке, Шуберта, Мусоргского, Рахманинова, Шопена и других.
Сразу обращает на себя программа выступления, выбранная музыкантами, не столь длинная, сколько серьезная. Никаких скидок, только сонаты для виолончели и фортепиано, в количестве трех — Людвига ван Бетховена (Соната № 3 для виолончели и фортепиано op. 69), Бенджамина Бриттена (Соната для виолончели и фортепиано op.65) и Сергея Рахманинова (Соната для виолончели и фортепиано op.19). Что же представляют собой эти сонаты? Третья виолончельная соната Бетховена — типичное произведение среднего периода творчества, трехчастный цикл с мажорным вступлением и минорной главной темой (при основной тональности в мажоре), скерцо в качестве второй части и быстрым финалом, также начинающимся со вступления (по своей глубокой созерцательности напоминающего медленные части фортепианных сонат Бетховена, например, Восьмой). Виолончельная соната Бриттена, входящая в цикл виолончельных сочинений, посвященных Мстиславу Ростроповичу, по типу драматургии близка другим сонатно-сюитным произведениям композитора, и являет собой контрастную пятичастную структуру, в которой центральными стоят медленные философичные I и III части, которые оттеняются краткими частями в быстром движении. Центральная в программе единственная виолончельная соната Рахманинова (кстати, по одной виолончельной сонате также и у композиторов-пианистов Фридерика Шопена и Шарля Алькана) написана в 1901 году, после преодоления слома в творчестве, вызванного неудачным исполнением Первой симфонии, во время которого Рахманинов несколько лет не сочинял. Сонату отличает усложненная (по сравнению с отчасти подчиненной ролью фортепиано в других произведениях этого жанра) фактура фортепианной партии: фортепиано в сонате у Рахманинова не только на равных с виолончелью, но, быть может, даже превалирует: композитор очевидно предъявляет более виртуозные требования к пианисту, чем к виолончелисту.
Кстати, концерт будет официально транслироваться Мариинским театром on-line.