Тридцатого января в Академической капелле Санкт-Петербурга в рамках абонемента «Крупные вокально-оркестровые и инструментальные формы» пройдет концерт, в котором прозвучат Второй фортепианный концерт Рахманинова (солист — Петр Лаул) и оратория «По следам Руставели» грузинского советского классика Отара Тактакишвили.
Хором и Симфоническим оркестром Капеллы Санкт-Петербурга дирижирует Владислав Чернушенко. И если со Вторым концертом Рахманинова, вобщем, все известно и понятно, так же, как и с пианистом, исполняющим сольную партию — Петром Лаулом, одним из самых трудолюбивых и востребованных сегодня петербургских музыкантов, то о композиторе Тактакишвили и о его, возможно, важнейшем из крупных сочинений следует рассказать подробнее.
Отар Васильевич Тактакишвили (1924-1989) — выпускник тбилисской консерватории (впоследствии бывший ее профессором и ректором), состоит в числе наиболее значительных грузинских композиторов ХХ века. В списке его сочинений — ряд опер, симфонические произведения (две симфонии, симфонические миниатюры), инструментальные концерты (для фортепиано, виолончели, скрипки, всего восемь), сочинения кантатно-ораториального жанра, камерная музыка. Творчество Тактакишвили было не столь новаторском, сколь устанавливающим канонические нормы (что обычно для композиторов первой половины-середины ХХ века из национальных республик, не имеющих богатого пласта жанров европейской академической музыки: достаточно сказать, что Тактакишвили был первым грузинским автором жанра фортепианного трио), в его произведениях классико-романтическая европейская традиция нашла свое отражение в преломлении с грузинской национальной интонацией.
Оратория Тактакишвили «По следам Руставели. Величальные песнопения для баса, смешанного хора и симфонического оркестра» (1964), награжденная Государственной премией СССР, — не единственное сочинение кантатно-ораториального жанра у Тактакишвили. Из целого ряда произведений жанра, написанных в 1960-е-1970-е известности достигли также его оратории «Живой очаг» (1964; нов.ред. 1970) «Николоз Бараташвили» (1970), кантата «Гурийские песни» (1971). Но лучшей считается оратория «По следам Руставели», как произведение, в котором наиболее полно проявилась самобытность композитора и были найдены оригинальные образные выразительные средства.
Девятичастная, более чем получасовая фреска «По следам Руставели» написана на стихи Ираклия Абашидзе (1909-1992), видного советского грузинского поэта и посвящена личности Шота Руставели, грузинского поэта рубежа XII-XIII веков, известного как автор эпической поэмы «Витязь в тигровой шкуре», а также государственного деятеля. Герой оратории — Шота Руставели, от лица которого ведется рассказ, по преданию, в результате гонений оказался в Иерусалиме, где и провел свои последние дни; стихотворный текст произведения состоит, главным образом, из размышлений Руставели о собственном пути, о народе и своей стране.
Образный строй оратории отличает сумрачная атмосфера, стремление к архаизации музыкального языка в попытке передать характер отделенной веками эпохи, при этом композитор прибегает к использованию ряда более характерных для ХХ века гармонических приемов (политональность), некоторые моменты напоминают звучание духовной грузинской музыки. В музыке оратории преобладает больше экспозиционное, нежели разработочное начало, господство типичной для народной грузинской вокальной музыки аккордовой фактуры, что позволяет сосредоточить слушательское внимание на поэтическом тексте, красочной гармонии, ярких тембровых красках (в партитуру включены такие характерные инструменты, как орган, челеста и др.). Непохожие образы в разных частях оратории создают цельную и органичную форму, где есть место и колористическим находкам (оркестровое вступление), и экспрессивному страстному монологу солирующего баса (IV часть, «Вардзия»), и грациозной пластичной танцевальности (VI часть, «Родной язык») и громкой полнозвучной трагической кульминации в финале (IX часть, «Сегодня умер Руставели»), где диссонантная и мрачная колокольность возрождает в памяти некоторые страницы из «Бориса Годунова» Мусоргского.