3 февраля в эстонской церкви Яани кирик на улице Декабристов, 54 выступит вокальный ансамбль из республики Армения «Armenian Voices».
Вокальный ансамбль (септет) «Armenian Voices» («Армянские голоса») был сформирован в 2012 году для выполнения еще более камерных задач из солистов известного и по выступлениям в России Государственного камерного хора «Овер» («Ховер») и является как бы хором «Овер» в миниатюре. Поставив некоторый знак тождества между коллективами, отметим, что «Овер» был основан дирижером Соной Ованисян (другие транскрипции — Ованнисян, Ованесян, Хованесян) еще в 1992 году на общественных началах (статус государственного коллектив получил только в 2009 году), и за прошедшие более чем двадцать лет стал одним из лучших вокальных коллективов республики, исполняющим и народную армянскую (светскую и духовную) музыку, и духовную музыку композиторов различных эпох (от композиторов эпохи барокко до наших современников), и более легкий и доступный репертуар, включающий обработки песен массовой культуры ХХ века.
Хор получил ряд наград на различных музыкальных фестивалях, отмечен сотрудничеством с рядом видных современных композиторов, в том числе Софией Губайдулиной, Родионом Щедриным, Кшиштофом Пендерецким (поговаривают, что композитор называл «Овер» чуть ли не лучшим камерным хором мира!), Гией Канчели, принимал участие в записи саундтрека к фильму Атома Эгояна «Арарат» (2002) с Шарлем Азнавуром в главной роли. Творческие связи с хором поддерживает также Андрес Мустонен, основатель и лидер эстонского ансамбля старинной музыки «Hortus Musicus». Хор осуществлял исполнение «Страстей» (по Иоанну и по Матфею) Баха, представлял синтетические музыкально-театральные программы, выступал с премьерами музыкальных сочинений современных композиторов.
В документальном фильме, посвященном двадцатилетию хора «Овер», один из участников коллектива в числе особенностей хора называл артистизм, собственное лицо «Овера», прозрачное и компактное звучание, уникальную атмосферу и контакт со слушателем; генеральный менеджер хора Арман Падарян упоминал «состояние вечного поиска» коллектива, рассуждал о «некрикливой правде» и простоте, которую несет хор, — и эти слова весьма справедливы: «Овер» отличает высокое мастерство, слаженность звучания, определенная смелость в выборе репертуара и составлении концертных программ (для хора, например, в порядке вещей составить домашний концерт из сочинений армянской музыки разных эпох и нескольких произведений композиторов послевоенного авангарда), и «Овер» по праву может называться одним из проводников армянской культуры в мире. Конечно, основу репертуара — как хора «Овер», так и его «дочки» — ансамбля «Армянские голоса» составляет армянская музыка в разных ипостасях, которая и будет представлена в петербургском концерте. Когда мы говорим об имеющей многовековые корни самобытнейшей вокальной музыке Армении, необходимо сразу отметить принципиальный факт ее монодичности (хотя и разбавляемой вкраплениями в виде органных пунктов, бурдонов; в отличие, к примеру, от богатой традициями многоголосия музыки соседней Грузии) и указать на то, что серьезные попытки преодоления монодичной основы армянской традиционной музыки относятся к сравнительно позднему времени — концу XIX — началу XX века, когда в Армении начали делаться многоголосные обработки народного музыкального материала (более-менее серьезно о хоровой полифонии одним из первых задумывался Комитас [1869-1935] примерно в те же годы оригинальные сочинения для хора начали писать и другие армянские композиторы), создаваться многочисленные хоры (наибольшая заслуга в этом принадлежит Христофору Макаровичу Кара-Мурзе, армянскому композитору, фольклористу и дирижеру, создавшему несколько десятков хоров). До этого момента монодическая традиция несколько столетий фактически не развивалась, сохраняя свой древний колорит. Нельзя сказать, чтобы в армянской музыке не встречались вокальные ансамбли: в народных песнях нередко присутствуют хоровые припевы, но они тоже одноголосны, что сужает выразительный диапазон. Все вышеперечисленное говорит об относительной новизне хорового творчества в армянской музыкальной культуре и необычности звучания хора в монодической музыке, или многоголосной музыке, опирающейся на национальную музыкальную традицию, которая была монодической.
Неизвестно, какие именно из жанров народной вокальной музыки Армении (помимо духовной музыки профессиональных армянских композиторов) будут представлены на концерте в Яани кирик — шараканы (старинные духовные стихи, канонизированные духовные песни), творчество народных певцов — ашугов, гусанов, крестьянские песни, или таги (крупные песнопения неканонического духовного или светского направления), но определенно можно сказать: этот концерт — возможность прикоснуться к исключительно своеобразной музыкальной культуре Армении, воспринявшей как элементы византийской православной музыкальной культуры, так и элементы музыкальных культур исламской цивилизации, но пронесшей сквозь тысячелетия свое собственное узнаваемое и уникальное лицо.