На сцене Эрмитажного театра 15-го и 18-го февраля 2015 года пройдут концерты Двенадцатого по счету Международного музыкального фестиваля «Музыкальный Эрмитаж».
Из-за обострения внешнеполитической обстановки и активизации некоторых аспектов новой «холодной войны», наложившей отпечаток в том числе на межгосударственный культурный обмен, фестиваль «Музыкальный Эрмитаж» в этом году будет состоять всего из двух концертов (в отличие фестивалей от прошлых лет, могущих похвастаться довольно разнообразными программами). Однако, несмотря на скромность масштабов фестиваля, оба этих концерта несомненно станут украшением февральской петербургской афиши.
В первом из концертов фестиваля, организованном при поддержке Польского Института культуры в Санкт-Петербурге выступит джазовое трио Лешек Можджер (фортепиано) — Ларс Даниэльсон (контрабас) — Зохар Фреско (ударные) с программой Polska (основана на одноименном альбоме ансамбля 2013 года выпуска).
Один из ведущих современных джазовых музыкантов Польши, выпускник Гданьской музыкальной академии им. С. Монюшко, Лешек Можджер (р. 1971), еще в первой половине 1990-х выдвинувшийся в число наиболее интересных польских музыкантов, первый крупный успех завоевал как джазовый интерпретатор шопеновского наследия. Впоследствии, отойдя от немного однообразного диалога между джазом и Шопеном (хотя отзвуки шопеновских пассажей и интонаций из игры Можджера уже не исчезнут), когда за плечами Можджера уже было выпущено несколько сольных альбомов и участие в записях совместных проектов с другими польскими музыкантами (в том числе с трубачом Томашем Станько, композитором Збигневом Прайснером), в 2003 году Можджер объединяется с шведским контрабасистом Ларсом Даниэльсоном (самый опытный в коллективе) и израильским турецкого происхождения перкуссионистом (иногда еще и поющим) Зохаром Фреско в стабильное трио. С тех пор на счету коллектива большое количество совместных выступлений и ряд осуществленных записей — альбомы The Time (2005), Between Us and the Light (2006), Pasodoble (2007), Tarantella (2008; оба последних — дуэты с Л.Даниэльсоном) и др., выпущенные на известном немецком джазовом лейбле ACT Music (в свое время издававшем записи трио корифея европейского джаза Эсбьерна Свенссона, а сегодня входящим в число ведущих джазовых звукозаписывающих компаний). Треклисты коллективных записей музыкантов содержат композиции не только бэнд-лидера Можджера, но и обоих его коллег по трио. Можджер, собственной персоной и в формате трио, представляет тот интеллектуализированный, красочный, сдержанный, европейский, во многом отталкивающийся от академической музыки джаз, который местами уже совсем непохож на то, чем был джаз еще каких-то 40-50 (или и того меньше) лет назад, и который смыкается то с фольклором, то с минимализмом, то с другими музыкальными направлениями, находя в качестве общей константы принцип импровизации (основанной, в свою очередь, на повторениях гармонического каркаса) и нанизывая на него музыкальные конструкты самых разнообразных корней, где возможно, кажется, все, что только не противоречит вкусу.
Во втором концерте фестиваля (организованном при поддержке Генерального Консульства Италии в Санкт-Петербурге) слушателям предложат мысленно повернуться далеко назад, во времена Екатерины Великой, когда в Петербурге (с 1776 по 1784 годы) работал видный итальянский композитор того времени Джованни Паизиелло (1740-1816), — прозвучит музыка самого Паизиелло, а также его современника, другого итальянского композитора — Франческо Питиккьо. Но если про Паизиелло нашему слушателю еще может быть что-то известно — так, например, часто указывается, что на оперные стили Моцарта и Россини оказали значительное влияние именно оперы Паизиелло (которых, к слову, у композитора более ста!); а в Большом театре России несколько лет назад одна из самых известных опер Паизиелло — «Мельничиха» даже была в репертуаре, то Франческо Питиккьо — имя совсем новое (достаточно сказать, что историки затрудняются назвать даже дату его рождения, только смерти — 1800-й год). Питиккьо, родившийся, вероятно, в Палермо, некоторое время работал в Германии, затем перебрался в Прагу, где стал директором местного оперного театра (во время его директорства в 1787 году в театре состоялась премьера новой оперы молодого композитора В. А. Моцарта «Дон Жуан»).
Сочинения Паизиелло и Питиккьо исполнит Ансамбль духовых инструментов театра Сан Карло. В концерте прозвучат: мировая премьера откопанного в 2009 году в Венецианской библиотеке Концерта №1 для двух кларнетов, двух валторн, фагота и бассо континуо Франческо Питиккьо, и главное — «Двенадцать дивертисментов» Джованни Паизиелло, посвященных Императрице Екатерине II (премьера состоялась в конце 2014 года в Неаполе). «Двенадцать дивертисментов» Паизиелло были найдены фаготистом Ансамбля духовых инструментов театра Сан Карло Джузеппе Сеттембрино несколько лет назад в одном из хранилищ Санкт-Петербурга, после чего были перепечатаны и подготовлены к исполнению; это произведение было заказано Императрицей Екатериной Великой самолично и напоминает нам об эпохе, когда Петербург был одним из центров европейской культурной жизни, а современная тогдашняя светская музыка стала звучать повсеместно, начиная от царских апартаментов и заканчивая маленькими частными собраниями, в которых выступали дилетанты — любители музыки из числа знати.