В первом месяце весны Театр им. В.Ф. Комиссаржевской покажет премьеру авантюрной комедии в 2-х действиях «Тюркаре» по пьесе Алена-Рене Лесажа, режиссер — лауреат Гос. Премии России .
Vashdosug.ru рассказывает о премьере, драматурге и режиссере.
Режиссер спектакля Игорь Коняев
Комедия «Тюркаре», написанная Лесажем в 1709 году, — история о том, как «плут плута переплутовал». Комедия, разоблачающая откупщиков, от расположения которых зависела не только французская знать, но и сам король. Постановщикам пьесы пришлось преодолеть огромные препятствия, прежде чем она появилась на подмостках «Комедии Франсез».
Перед ничтожным и глупым Тюркаре, бывшим слугой, сумевшим нечистыми путями добиться положения влиятельного финансиста, одинаково заискивают и буржуа, и знатные аристократы. Но они же и разоряют его. Здесь все - бессовестные мошенники, одержимые ненасытной жаждой обогащения. Слуга Фронтен, один из важных персонажей комедии, также получает свою долю «прибыли» от банкротства Тюркаре. Но его цель – не нажива, а возможность жениться на бедной девушке. Тем не менее, не всякая цель оправдывает средства…
Об авторе
Ален Рене Лесаж (Lesage, 1668–1747) — французский писатель, представитель раннего Просвещения. Лесаж родился в провинции, в семье нотариуса. Учился в парижском университете, где получил философское и юридическое образование. Первая публикация Лесажа — вольный перевод 42 эротич. писем греческого писателя Аристенета (ок. V в.) под названием «Галантные письма Аристенета» (1695). Большое воздействие оказало на Лесажа искусство Испании, особенно театр Лопе де Вега и Кальдерона.
Сначала он переводит испанских драматургов для театра Комеди Франсез (сб. «Испанский театр», 1700), а затем и сам обращается к театру, следуя традициям Скаррона и Мольера («Криспен, соперник своего господина», 1707). Его лучшая комедия — «Тюркаре» («Turcaret», 1709). Выведенный в ней образ Тюркаре — выходца из лакеев, нажившего обманом огромные деньги, ничтожества и глупца, вес которому придают его богатства, — стал нарицательным. Вокруг этой пьесы, поставленной в театре Комеди Франсез, разразился настоящий скандал: откупщики и банкиры увидели в Тюркаре свой сатирический портрет. Драматургу пришлось уйти в Ярмарочный театр.
Другие произведения Лесажа: вольный перевод из Л. Боярдо «Новый перевод Влюбленного Роланда» (1717); роман «Похождения Роберта Шевалье, прозванного Бошеном, капитана флибустьеров в Новой Франции» (1732); повесть «День Парок» (1735); сборник писем «Найденный чемодан» (1740); мемуары «Забавная смесь» (1743); и др.
Пьеса и ее первая постановка
Франция сыграла в общей социально – политической и культурной жизни Западной Европы едва ли не главенствующую роль. Как пишется в исторических источниках, «Во время великой революции она разгромила феодализм и основала чистое господство буржуазии с такой классической ясностью, как ни одна другая европейская страна». Идея революции не пришла сразу. Она вызревала постепенно. В самом начале 18 века критика феодализма достаточно резко прозвучала в комедии Лесажа «Тюркаре» (1709), а через 9 лет - в трагедии Вольтера «Эдип» с лозунгом «Счастье короля – служить своему народу».
Итак, самым известным произведением Лесажа стала сатирическая комедия «Тюркаре» («Turcaret», 1709). В ней высмеяны паразитизм знати и грабительство буржуазии, а также выведен образ всесильного откупщика-финансиста, который стал популярным во французском театре XVIII ст. (Данкур, П.К. де Мариво, Вольтер). Бывший лакей, ловкий Тюркаре, стал миллионером, обманывая, разоряя других. В комедии показано, как он сам становится жертвой: его возлюбленная баронесса обкрадывает Тюркаре, которую в свою очередь, обманывает и грабит ее любовник — кавалер. Течению этой жизни поддается слуга Фронтен: «Мы общипываем искусительницу, искусительница разоряет дельца, делец грабит других». Именно Фронтен, еще более ловкий и осмотрительный, чем грубый и легковерный Тюркаре, идет на смену тогдашним хозяевам жизни: «Теперь царство Тюркаре окончено и начинается наше!».
О режиссере
Игорь Коняев, лауреат Государственной премии РФ. Родился в г. Тырныаузе Кабардино-Балкарской АССР, в 1985 г. закончил ЛГИТМИК им. Н. К. Черкасова (класс з.д.и. Я. С. Хамармера). После службы в армии с 1987 по 1989 гг. работал артистом во вновь образованных театрах-студиях города Ленинграда. В 1996 окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (режиссёрский факультет по классу н.а. России Л.А.Додина). За время учебы участвовал в создании и был актёром в спектаклях «Gaudeamus» и «Claustrofobia».
С 1995 по 2004 — ассистент режиссёра в студии Малого Драматического театра. За это время как режиссёр — ассистент работал над спектаклем «Пьеса без названия» по пьесе А.П.Чехова. (Спектакль–лауреат Национальной театральной премией «Золотая маска» 1998 г). За годы работы в МДТ – Театре Европы поставил на Камерной сцене спектакли «Квартира Коломбины» по пьесе Л. Петрушевской и У. Шекспира (1999 год) и «Ресторанчик... Ресторанчик...» по произведениям русских и советских поэтов, писателей и композиторов (1999 год). На основной сцене театра поставил спектакли «Московский хор» Л. Петрушевской («Золотой софит» – 2002 год, «Золотая маска» – 2003 год), «Блажь» А.Островского, П.Невежина (2004). В 2003 году за спектакль «Московский хор» Игорь Коняев награжден Государственной премией РФ. С 2008 г. – режиссер Театра им. В.Ф. Комиссаржевской, здесь поставил спектакли «Живой товар» по произведениям А.Чехова, «Доходное место» по пьесе А.Островского, «Эрос» по пьесе П.Когоута.
В августе 2010 года Игорь Коняев занял пост главного режиссёра Рижского русского театра им.Михаила Чехова.