Конечно, Петербург весной невесел — то слякоть, то внеплановый мороз... Что же заменит петербуржцу свет весеннего солнца и вдохновит на хорошее настроение? Конечно, он — блистательный балет. И здесь весенний Петербург событиями не обделен.

«Клеопатра – Ида Рубинштейн»

Первые ласточки – от Мариинки

Первые весенние фуэте, па, антраша и т. п., конечно, украсили сцену Мариинского вместе с одноименным фестивалем балета, на котором с премьерами западных хореографов и мировыми звездными труппами всегда можно увидеть собственных, не менее именитых танцовщиков – Ульяну Лопаткину, Диану Вишневу, Екатерину Кондаурову и др.

«Весна священная»

Но Мариинский театр, показав на нынешнем фестивале возобновленные одноактные балеты Уильяма Форсайта, на этом не останавливается и до конца сезона планирует еще несколько интересных хореографических новинок. Одна из них связана с возросшим интересом к «Русским сезонам» Сергея Дягилева. Собственно после столетнего юбилея парижских событий отмечать вековые юбилеи отдельных премьер можно еще долго. 14 мая Мариинский премьерой «Весны священной» на музыку Игоря Стравинского отметит 100-летие появления этого балета на свет в парижском театре «Champs-Élysées». Одноактный балет, поставленный Сашей Вальц, в театре решили совместить с возобновленной в прошлом году редакцией Нижинского, с тщательно восстановленными славянскими костюмами по эскизам Рериха.

Заметим, что эксперимент вдвойне рискованный: если балет Нижинского в 1913 году освистывали и «затаптывали» ногами парижане за невообразимую по тем временам эротичность, то немецкая танцовщица и хореограф способна вызвать такую же реакцию у сегодняшнего зрителя. Что ж, Мариинке не привыкать: пару лет назад публика уходила из зала с «Весны священной» Анжелена Прельжокажа, пыхтя от возмущения и бормоча что-то между «Позор» и «Как же можно прямо на сцене…» А куда ему, хореографу, деваться, если и сюжет, и музыка «Весны священной» говорят об одном – о пробуждении весны, чувственности, страсти, в конце концов… Саша Вальц еще и порадикальнее Прельжокажа будет. Зато публика может выбрать одну из редакций, а с другой – торжественно или возмущенно удалиться... А «профессиональные» зрители и критики с удовольствием сравнят хореографический авангард столетней давности и наших дней.

«Сюита в белом»

За белыми ночами

Историческая премьера ждет публику и в конце весны – на фестивале «Звезды белых ночей» впервые в России будет показан одноактный балет Сержа Лифаря «Сюита в белом» на музыку Эдуара Лало. Тут тоже есть некоторый скандальный шлейф: Лифарь, выходец из антрепризы Дягилева, эдакий Мариус Петипа «наоборот» – для французского балета, 30 лет он возглавлял балетную труппу «Гранд-Опера», но потерял репутацию во время Второй мировой, оставшись в Париже во время оккупации. В результате обеспечил себе славу коллаборациониста и даже был приговорен к смерти французскими патриотами. Именно тогда была создана его «Сюита» – шедевр первых бессюжетных балетов, – которую еще ни один отечественный театр в репертуар включить не осмеливался.

«Concerto DSCH»

Следующая премьера «Белых ночей» – спектакль известного современного хореографа Алексея Ратманского, знакомого публике Мариинского по «Анне Карениной» и «Коньку-Горбунку». «Concerto DSCH» на музыку второго фортепианного концерта Дмитрия Шостаковича, который специально для фестиваля переносят из «Нью-Йорк Сити Балета», уже четыре года собирает полные залы и хвалебные рецензии. Хореография Ратманского хорошо представляет тот баланс академических традиций с современным взглядом на танец, который, наверно, и есть единственно возможное будущее нашего балета. Правда, пока не вполне обозримое будущее.

Дягилев forever

Поклонников не столь радикальных балетных историй и более академической линии отечественного балета порадует с 5 по 7 апреля на сцене Михайловского проект Андриса Лиепы «Русские сезоны XXI века».

Дань признательности великому популяризатору русского искусства от представителя крупнейшей отечественной балетной династии – это, конечно, в первую очередь, информационный повод. Те, первые, «Русские сезоны» Сергея Дягилева дали такой мощный толчок всему европейскому искусству, причем в самых разных его видах – от классической музыки до моды, от хореографии до живописи, что назвать себя единственным продолжателем его дела даже Лиепа вряд ли может. Скорее, речь идет о преемственности современного искусства через советскую эпоху – искусства, питавшего всю Европу новыми идеями. Андрис Лиепа реконструирует или ставит заново балеты из репертуара дягилевской антрепризы, продолжая скорее стилистические традиции своего отца, нежели смелые эксперименты Нижинского, Фокина, Баланчина.

«Жар-птица»

В этом году проект представит «Жар-птицу» на музыку Стравинского, знаменитый балет Фокина в новой редакции Лиепы с дивными декорациями и костюмами Головина и Бакста, восстановленными художником Анатолием Нежным. И «Клеопатру – Иду Рубинштейн» – сценическую композицию на музыку Стравинского, Римского-Корсакова, Глазунова, Равеля, которая была сделана специально для Илзе Лиепы французским хореографом Патриком де Бана по мотивам «Клеопатры» Михаила Фокина с самой Рубинштейн. Все эти спектакли не однажды уже выезжали в Париж, в тот самый «Champs-Élysées», где Ида Рубинштейн блистала столетие назад. Красивый ход, что и говорить. Правда, не имеющий ничего общего с нашей сегодняшней действительностью.

Эксцентрично – это «Complexions»

На сцене Михайловского театра этой весной выступит одна из ведущих американских трупп современного танца – «Complexions» (30 и 31 марта). Большая программа из трех отделений дает прекрасную возможность поучаствовать в этом празднике виртуозных возможностей танца, эксцентричного сочетания танцевальных и музыкальных стилей, энергии и чистой радости от красоты человеческого тела. Кроме того, это прощальный тур одного из основателей труппы – знаменитого танцовщика Дезмонда Ричардсона, который выступит в работах последних лет второго руководителя труппы Дуайта Родена и его премьерной работе «Hip Notes», а также в новом балете «Полет» на музыку Баха в хореографии Джей Ман Джу.

«Spazio-Tempo»

Танец как открытие

С 18 по 22 апреля состоится XII фестиваль балета «Dance Open». 19 и 20 апреля на сцене Александринского театра пройдет вечер одноактных балетов. Это будут «Посвящение Стравинскому» Словенского национального театра Марибора в постановке Эдварда Клюга, балет которого «QUATRO» три года назад имел шумный успех в Петербурге, «Spazio-Tempo» «Земперопер балета» из Дрездена хореографии Якопо Годани на музыку современного электронно-акустического ансамбля 48nord и бессюжетный балет Большого театра «Классическая симфония» на музыку Первой симфонии Прокофьева – симпатичная прошлогодняя премьера Юрия Посохова, легкое и изящное, порхающее в синхронных прыжках и пируэтах зрелище.

Традиционно, для всех желающих будут даны мастер-классы педагогов Академии имени Вагановой (в Театре Якобсона), а жюри, состоящее из хореографов-руководителей представленных трупп во главе с прославленной Натальей Макаровой, в четвертый раз вручит премию «Dance Open». Как будто сговорившись со своими коллегами, фестиваль тоже делает некий реверанс в сторону традиций русского балета, правда, гораздо более широкого спектра. Перед публикой БКЗ «Октябрьский» 21 апреля развернется ожившая «История русского балета»: от костюмированных танцевальных сюит XVIII века и романтических балетов века XIX до тех же дягилевских «Русских сезонов» и титанов советского периода. Этот гала-концерт не обойдется и без видеоряда, но все-таки в основном будет представлена живая хореография.

А 22 апреля состоится обязательный «Гала-концерт звезд мирового балета», в котором впервые в России будет показан дуэт из «Золушки» амстердамской постановки Кристофера Уилдона, а также множество коронных, как заявлено, номеров солистов American Ballet Theatre, New York City Ballet, Boston Ballet, Dutch National Ballet, Berlin Staatsoper Ballet, Hamburg Ballet, Stuttgart Ballet, Bavarian State Ballet, English National Ballet, Мариинского театра, Большого театра и Национального театра оперы и балета Украины.