Неожиданным и интересным событием для театрального Петербурга стало приглашение в театр Комедии им. Н.П. Акимова французского режиссера Мишеля Раскина.
Француз создал для зрителей Северной столицы спектакль «Торжество любви» по пьесе Пьера Карле де Мариво. Мишель Раскин — режиссер практически неизвестный в России. Перед премьерой VashDosug.ru знакомит читателей с французским режиссером и новым спектаклем театра Комедии.
О работе во Франции
Я с раннего детства всегда хотел заниматься театром, и когда объявил своим родителям о том, что хочу быть актером, они отвели меня в театр и сказали: «Нужно, чтобы ты увидел, как работают великие режиссеры, и как ставят хорошие спектакли!». Когда мне было 20 лет, я встретился с величайшим французским режиссером Роже Планшоном. Годы, проведенные в качестве его ассистента, были для меня невероятным опытом.
Потом я предложил свою кандидатуру для руководства небольшим театром в Леоне. Мне сказали: «Хорошо!», и я стал директором театра. Мое руководство театром длилось практически 17 лет. В этот момент началась настоящая новая жизнь. Мне по-настоящему повезло получать предложения извне моего театра, которые были абсолютно неожиданны. Дело в том, что французское сообщество наслышано о том, что я открытый человек, любопытный и очень люблю приключения. Однажды вдруг мне предложили поставить оперу, я поставил, мне очень понравилось. Так же я успел поработать педагогом со студентами-актерами. Я завязал там партнерские отношения с актерами, с художниками по свету, со сценографами, и эти связи остаются со мной до сих пор.
Об особенностях своей работы
Я могу сказать, что я работаю, отталкиваясь от текста. Я режиссер, который по-настоящему любит тексты. С другой стороны очень часто хожу на танцевальные постановки, смотрю, что делают хореографы. Я думаю, что танец среди прочего очень повлиял на мою работу. Если бы я родился на 10 лет позже, во время мощного обновления хореографического искусства во Франции, я мог бы стать танцором, потому что в танце важно рассматривать артистов, как индивидуальности, не как массу или группу, а как людей. Эта идея пронизывает и мою работу: каждый актер — это уникальная личность.
Меня считают режиссером, который заранее готовит свои спектакли. Я согласен. Я считаю, что этот минимум, что может сделать режиссер — готовить свои спектакли. У меня есть друг, режиссер, он шутит надо мной, что мои спектакли уже за год до репетиций готовы. Я как бы страхуюсь, ставлю себе жесткие рамки, но вот уже долгие годы я не боюсь придумывать что-то вместе с актерами прямо на репетиции.
Об актерах спектакля «Торжество любви»
В моем спектакле есть такие актеры, которых я увидел в других спектаклях театра Комедии и сказал: «Обожаю этого актера! Хочу, чтобы он играл в моей постановке!». На той стадии работы, на которой мы сейчас находимся, я по-настоящему доволен всеми актерами. Я сейчас как раз начинаю понимать, что такие категории как «русский актер» или «французский актер» — ничего не значат. Все зависит от индивидуума, от его личной истории. Не бывает двух похожих актеров, как не бывает двух похожих жизней.
С какого-то момента между режиссером и актерами возникает взаимное доверие, и эта встреча — она очень тонкая, очень эфемерная, и нам всем хочется этой встречей воспользоваться по максимуму.
Мишель Раскин
Об эстетике и традициях театра Комедии им. Н.П. Акимова
Бывает, что эти традиции меня волнуют, и я по-настоящему уделяю им внимание, а иногда — нет. Конечно, я не могу вести себя так, как будто бы не существует всего этого театра вокруг меня. Я знаю историю этого театра. Я согласился на предложение работать в этом театре, потому что здесь очень хорошие актеры, мне хочется работать с этими людьми, мне хочется познакомиться с ними, хочется поставить спектакль вместе с ними и для них. Я не хочу ломать существующий порядок.
Для меня было удивительно, что меня пригласили ставить спектакль сюда, я же не известен в России. Конечно, можно в интернете посмотреть, что это не первый мой спектакль, что у меня были награды, но это же по большому счету ничего не говорит. Такое доверие абсолютно незнакомому человеку говорит нам о том, что есть некое желание приоткрыть двери для нового.
Я не хочу конечно переоценивать тот эффект, который произведет моя работа, вообще об этом никогда не думал. На данный момент, я хочу сказать, что опыт, который мы вместе с театром переживаем, очень богат.
О значении спектакля «Торжество любви»
Мне кажется, что я здесь для того, чтобы принести немного свежего воздуха. Это очень точная метафора для Санкт-Петербурга, потому что у вас тут на улице зимой очень холодно, а в помещениях невероятно сильно включено отопление. Такая жара стоит: душно внутри, хочется свежего воздуха! Я запрещаю себе думать и говорить о том, что в этом театре мой спектакль может потрясти какие-то основы. Для меня самого это веха: для меня есть то, что было до приключения в театре Акимова, и то, что будет после. Я даже не думаю, что для кого-то из тех, с кем я работаю, это может быть как-то иначе.
Что будет в итоге? Мне всегда хочется, и это мой пунктик, чтобы актеры были блестящими, чтобы зрители нашли их хорошими. Я думал: могут ли русские заинтересоваться драматургией Мариво? Я считаю, что у него есть настоящие шедевры. Если моя постановка поможет популяризировать Мариво в России, будет чудесно, но в этом смысле я хочу остаться скромным: я не знаю.
О Петербурге
В Петербурге я почти не был в театре. Это просто душераздирающе, что у меня нет времени ходить в театр! Я так устаю к вечеру, что как только я возвращаюсь домой, я просто засыпаю. Вечером я просто ничто, пустая оболочка. Один раз я ходил в Александринский театр на спектакль «Изотов». Потрясающий спектакль, я ничего не понял, но мне очень понравилось!
Петербург вообще вызывает у меня смешанные чувства, но посмотрите, какая сейчас погода, какое солнце! Свет в Петербурге абсолютно уникальный. У нас во Франции нет такой прозрачности воздуха. И этого мне достаточно, чтобы не обращать внимания на прочие неприятности.