Отзывы о "Русалка"

Asen 26 февраля 2016, 10:39

Кровожадная какофония битых стаканов
После просмотра оперы "Русалка" (музыка Даргомыжского А.С., по одноименной драме Пушкина А.С., режиссер - Василий Бархатов, художник-постановщик - Зиновий Марголин) в Мариинском театре, у меня осталась огромная масса впечатлений, которую щедро сдобрили досада и разочарование. Сейчас объясню откуда появились эти два чувства. Разочарование было от того, что идя на сказку, пришла на криминальные разборки из низкопробных сериалов о перетряхивании грязного белья. Понятно, что такие сюжеты были всегда: любовь и предательство, месть, верность... И творческие люди придумали сказку, чтобы не углубляться в бытовую ветошь. "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!" Зачем же ее уничтожать? Чему научит бытовушка на сцене? Ну бросил беременную, ну психанула она... ну и что? Современная же постановка. Бывает! Мало ли психов? Тем более, что в данной постановке все явно из дурдома. Мельник в костюме Сталина, злобная русалка Наташа с топором и кровавым пятном на рубашке, князь, который в комнате видит листья и деревья, его жена, надевшая нарядное платье и завалившаяся на кровать на весь второй акт. Кстати, о кровавом пятне. Если уж так хочется крови и жестокости, то делайте ее хотя бы художественно, мы же пока еще в театре... После того, как Наташа разбила стакан, а потом у нее вся рука была в крови, я уже не могла ни слушать музыку, ни следить за развитием сюжета: я все время думала, что ей, бедняжке, больно, и стекла в пальцах должны застрять. Мне актрису было жалко, а не героиню. А когда я увидела, что это такая задумка постановщика, у меня появилась досада, что я не о том думала... А вот о чем думал постановщик, когда ставил на сцене бутафорские стены? Ведь из-за них люди, сидящие не в самом центре, лишены возможности увидеть все что происходит на сцене. Я находилась в партере, слева, 10-ый ряд. Если бы я заплатила 50% стоимости билета, то досады было бы меньше, что я не видела половины. А может оно и к лучшему? Ведь смотреть на ужасные танцы было очень трудно, а пришлось. Постановщик живых цыган видел? Почему у него все цыганки в одинаковых платьях? Они в цыганской униформе? Почему они такие тощие и "деревянные"? А танец они, явно, вчера разучили. Пляски русалок еще веселее. Странные, лишенные синхронности и пластики махи руками, смешные подпрыгивания на месте, поглаживания груди - все вместе смотрелось грустно и комично одновременно. Действия русалок напоминали зомби, особенно, когда русалки поползли на зрителя. Такие же зомби вылезли в первом акте из сена. Кто это? Зачем так много народа? Почему они лежали под сеном? Все очень пугающе странно.
Я могу еще очень долго перебирать ляпы этой постановки, их там больше, чем музыки. Следить одновременно за тремя сценами и за текстом - невозможно. Стаканы и бокалы били и от горя, и от счастья. Приходится думать, что это единственный эффектный прием, который знает режиссер. Пардон, забыла о стуле, который князь швырнул два раза. Думаю, что стул тоже должен был разлететься в щепки, но почему-то уцелел. Попытка самоубийства князя, (удавиться ремнем, прицепленным к спинке кровати) кроме гомерического хохота, ничего вызвать не может. Кроме того, он потом застрял в петле и его еле оттуда вытряхнул другой актер. Девушка с веником и совком, долго убирающая на переднем плане битые стекла, привлекла к себе больше внимания, чем все остальные. Я потом ее еще несколько раз ждала, когда билась очередная посуда, но девушка не приходила. Банальная и успевшая надоесть свадебная арка с цветочными гирляндами, стоящая на переднем плане, вынуждала главных героев все время поворачиваться к зрителям спиной, и было видно, как они стараются этого избежать.
К технической стороне у меня тоже большой вопрос. Благодаря плохо организованной схеме замены декораций, уровень спектакля можно отнести к школьной самодеятельности: топор, не вовремя с грохотом вывалившийся; платья, в которых застревали при одевании героини; двигающиеся и мешающие обзору стены, и многое другое. Кстати, стены во втором акте вообще не нужны. Да и действие происходить должно в лесу... А девочке 12-и лет от роду, не дашь больше шести. Под водой время идет иначе или там просто мало света, организм недоразвитый? Догадалась, это ребенок не князя! Она его тогда обманула, что беременная! Ага! Вот какие все коварные! Не сказка, а бред получился.
Сидевший рядом со мной на спектакле филолог из Китая, выразил свое впечатление о постановке одним словом: "Дрянь!" А потом посетовал, что ему придется сходить еще на 10 классических постановок, чтобы "замылить" впечатление об этой. Не знаю, что там с дружбой народов, но я с ним солидарна.
Хочется добавить, что если чешутся руки поставить что-то современное, то не стоит прикрываться брендом великих. Если вы заявляете о себе, как о режиссере или постановщике, творящими в знаменитом на весь мир театре, то придумайте сами, сотворите нечто достойное, чтобы не было стыдно за вас, а сердце не рвалось на части, видя как вы уничтожаете русскую культуру и русский театр.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 2)

Читайте про другие
события

Другие городские события / классика