Появлению качественных «мыльных опер» мы обязаны кризису на американском ТВ. В поисках свежих идей телевизионщики обратились в Голливуд. Так на экранах появились сериалы-события – «Клан Сопрано», «Отчаянные домохозяйки», «Остаться в живых». Сделаны они по всем законам большого кино, с четко прописанным сюжетом, звездами в главных ролях и бюджетом в 5 млн. долларов за серию.
В настоящее время, если не по телевизору, то на DVD, можно найти сериал на любой вкус. «ВД» выбрал самые стоящие из них.
Для подростков
«Беверли Хиллз 90210» (1990-2000) – сериал-легенда для тинейджеров. Его действие происходит в школе для богатых детишек. Сюжет в основном построен на любовных интрижках (куда же без них?!), но между делом затрагиваются и серьезные темы, такие, как подростковый алкоголизм и наркотики. Уже во второй сезон показа рейтинги «Беверли Хиллз» стали зашкаливать: сериал был продан в десятки стран мира. В Швеции, к примеру, с 1992 по 1994 год самым популярным именем для новорожденных мальчиков стало Брендон.
«Баффи, истребительница вампиров» (1997-2003) не только подняла престиж компании Warner Bros, но и стала образцом того, как надо делать современные подростковые сериалы. Идейный вдохновитель «Баффи», сценарист и режиссер Джосс Уэдон, говорит, что идея сериала пришла ему в голову, когда он смотрел какой-то ужастик, где погибала маленькая блондинка. Уэдон решил, что это несправедливо, и сделал «маленькую блондинку» супергероиней. В пробах на главную роль участвовали Селма Блэр и Кэти Холмс, а победила Сара Мишель Геллар. В результате «Баффи…» сделала Сару звездой и привнесла в молодежную субкультуру моду на всякую нечисть. Вампиры, демоны и зомби стали любимыми персонажами многих впечатлительных подростков. Причем в американском эфире шли две версии сериала одновременно: ранним вечером вариант, порезанный цензурой, без крови и секса, ближе к полуночи – более жесткая версия.
Один из эпигонов «Баффи…» – сериал «Зачарованные» (1998-2006). Его сюжет вертится вокруг трех сестер – молодых ведьмочек из Сан-Франциско, чья прапрабабка была одной из знаменитых Салемских ведьм. «Зачарованные» дали старт карьере Роуз Макгоуэн, нынешней музе Роберта Родригеса («Планета страха»).
Для друзей
Единственный ситком в нашем списке – сериал «Друзья» (1994-2004) – даже после своего завершения устойчиво делает рейтинги телеканалам, которые ставят его на повтор. Герои – шестеро друзей, молодых жителей Нью-Йорка, которых пока не слишком заботит карьера, зато волнует секс, посиделки в кафе и бесконечные разговоры. «Друзья» – сериал с хорошей аурой. Это тот редкий случай, когда все актеры действительно стали друзьями. Продюсеры пытались вывести на первый план Рэйчел (Дженнифер Анистон) и даже предлагали ей платить больше, чем остальным, но девушка наотрез отказалась. Они все делили поровну: и гонорары (которые увеличились до $1 млн. в последнем сезоне), и номинации.
«Уилл и Грейс» (1998-2006) – еще один сериал о друзьях. Уилл – адвокат, Грейс – дизайнер интерьеров, Джек – актер, Карен – просто миллионерша, любительница ботокса и коктейлей с шампанским. Но главное – Уилл и Джек гомосексуалисты (этим фактом и объясняется то, что для нашего телевидения этот сериал не закуплен). Американцы же очень любят «Уилла и Грейс» – за юмор и честность. Звезды также часто баловали его своим присутствием. Майкл Дуглас, к примеру, сыграл в нем гея-копа (!), а Мадонна и Бритни Спирс – лесбиянок.
Для авантюристов
Ллойд Браун, президент канала ABC, свои пожелания относительно будущего сериала Lost сформулировал так: «Я хочу нечто среднее между фильмом «Изгой» и реалити-шоу «Остаться в живых». Кстати, в русском варианте осталось именно это название название – «Остаться в живых» (2004 - ...). Для ABC сериал про пассажиров самолета, летевшего рейсом 815, стал самым успешным проектом после игры «Кто хочет быть миллионером?» И, пожалуй, самым долгоиграющим: недавно продюсеры объявили, что финальная серия выйдет на экраны лишь в 2010 году.
Уже после первого сезона зрители стали выдвигать свои версии экранных событий: кто-то считал, что все герои мертвы, кто-то – что их захватили инопланетяне. Сейчас в Америке можно купить игрушечные фигурки главных героев, видео-игры и гигантские паззлы, посвященные «Оставшимся в живых».
Идея сериала «Числа» (2005 - ...) возникла после того, как сценаристы Ник Фалаччи и Шерил Хейтон стали посещать лекции по математике. В «Числах» эта наука помогает справиться с любым преступлением. Продюсеры шоу – знаменитые Тони и Ридли Скотт, консультантами на каждой серии работают настоящие ученые. После первого сезона сериал стал так популярен, что по его «мотивам» было выпущено учебное пособие для учеников 9-12 классов. Называется оно «Число за числом: Расследование преступлений и математика».
Для девушек
«Секс в большом городе» (1998-2004) первоначально планировался как банальный ситком, но позже замысел изменился. «Секс…» стал гламурной трагикомедией о жизни современной женщины «слегка за тридцать». В основу первого сезона легла книга Кэндис Бушнелл, штатной колумнистки New York Observer, которая всегда утверждала, что Кэрри Брэдшоу – это она сама. Неподготовленного зрителя сериал может шокировать своей откровенностью. Беспорядочные связи нимфоманки Саманты, откровения Шарлотты, депрессии Миранды – все это резюмирует в своих записях журналистка Керри, любительница дорогих туфель и высоких мужчин. В сентябре начались съемки полнометражного фильма «Секс в большом городе».
Сериал «Отчаянные домохозяйки» (2004 -) начинается ровно там, где заканчивается «Секс в большом городе». Четверо подруг живут в шикарном пригороде Вистерия Лейн, почти у каждой есть дети и муж. На деле же их жизнь далека от идеала: Сьюзан не может найти вторую половинку, Линнетт стала настоящей наседкой, Бри страдает от измен мужа, а Габриэль заводит 18-летнего любовника.
Этот сериал придумал сценарист Марк Шерри, сидя на диване… перед телевизором. На экране показывали обыкновенную с виду женщину, которая утопила своих пятерых детей. На риторический вопрос Марка, как такое возможно, его мама, сидевшая в это время рядом, ответила: «Да запросто».
Так и возникла идея шоу, которое показывало бы обратную сторону традиционной роли женщины в современном обществе. «Отчаянные домохозяйки» стали любимым сериалом феминисток и не только: первая леди Америки, Лора Буш, на каком-то торжественном приеме объявила: «Леди и джентльмены! Я – отчаянная домохозяйка!»
Для циников
Самый циничный сериал на наших экранах – это «Части тела» (2003 - ...), что неудивительно: его главные герои – пластические хирурги. «Части…» идут поздно вечером или даже ночью, причем не только у нас, но и у них: на этом настоял целый ряд организаций, ответственных за мораль и нравственность. Сериал много раз обвиняли в пропаганде инцеста и некрофилии, но, пожалуй, главная претензия к нему – это бестактность. Сценаристы сочиняют сюжеты по мотивам реальных историй. Например, история мужчины, который на спор приделал себе силиконовые имплантанты, случилась в действительности. Правда, в сериале он их себе в итоге оставил, а в жизни, после того, как получил деньги – удалил.
Сюжет сериала «Клиент всегда мертв» (2001-2005 крутится вокруг семейного похоронного бюро, а каждый эпизод начинается с чьей-либо смерти. Живые персонажи в своем воображении разговаривают с мертвыми, советуются с ними по всем важным вопросам, будь то религия или нетрадиционная сексуальная ориентация. Идейный вдохновитель «Клиента…», Алан Болл, написал сценарий первых эпизодов после смерти отца. Когда его спрашивают, к какому все-таки жанру следует отнести его любимое детище, он отвечает: к жанру магического реализма.
Для карьеристов
Все началось с «Элли МакБил» (1997-2002), сериала про молодую адвокатессу из юридической фирмы Бостона, которой довелось работать в одном офисе со своим «бывшим». Исполнительница этой роли, Калиста Флокхарт, стала образцом для тысяч молодых карьеристок. Кроме всего прочего, они стремились быть такими же худыми, как Калиста: почти никто из женских персонажей в сериале не носил одежду больше второго (американского) размера.
Карьера Стивена Каррела («Сорокалетний девственник») по-настоящему расцвела после сериала «Офис» (2005 - ...), где он сыграл главную роль. Правда, «сыграл» – не совсем правильное слово. «Офис» – американская калька с британского сериала, позиционируется как «мокьюментари» – то есть псевдодокументальный фильм, большинство диалогов в котором построены на импровизации, а актеры не знают, где в данный момент находится камера. Действие крутится вокруг обычного офиса где-то в Пенсильвании, который, в свою очередь, является частью большой бумажной компании. В целом, это очень талантливый продукт, и, к тому же, очень реалистичный: сотрудники офиса едят на бизнес-ланч то же, что и обычные американцы, и так же, как обычные американцы, ругают начальство и жалуются на маленькую зарплату.
Читайте также