«Обитаемый остров: Схватка» - вторая часть фильма Федора Бондарчука по роману братьев Стругацких — готова. В главной роли все тот же студент Щукинского училища Василий Степанов. Накануне премьеры «ВД» поговорил с актером о переменах, которые произошли с его героем, неулыбчивых согражданах и максимализме.
- Василий, твой положительный герой с первых кадров вызвал у меня недоумение: заморочил девушке Ли голову, взял без спросу часы деда, врет бабушке и вообще - бросил родных, улетел заниматься какой-то ерундой... Ты бы так смог?
- Я думаю, смог бы. Почему нет? Мы все ищем для себя что-то новое… Я вот часто ловлю себя на мысли – мне чего-то хочется. И не могу понять, чего.
- И что ты делаешь в таком случае?
- Да ничего не делаю! Пока просто пытаюсь понять, чего именно хочется. Это ведь не та энергия, которую можно выплеснуть в спортивном зале или в клубе. Это что-то другое, необъяснимое.
- Насколько я знаю, твое поступление в «Щуку» не было для тебя продуманным шагом. Может быть, это та самая попытка «сорваться в приключение»?
- В каком-то смысле это действительно было приключением. Сначала я просто прочитал в интернете, что будет собеседование на подготовительных курсах во ВГИКе, и пришел… поговорить. Как при приеме на работу. Смешно, конечно. Ведь нужно было что-то читать - басню, прозу. Я увидел всех этих людей с книжками, которые здесь уже не в первый раз... Пошел, покурил и придумал – спою-ка песню! Мне стали задавать вопросы: зачем пришли, почему решили стать актером. Так я попал на курсы. Уже потом понял, что это как раз правильно - не бросаться в омут, а первым делом понять, чего ты действительно хочешь. На курсах мне и материал помогли подобрать для поступления.
- Какой?
- Лирический, в основном. А потом чуть более темпераментный. Когда я начал ходить по институтам, в двух местах мне порекомендовали менять программу - в «Щуке» и во МХАТе. Сказали: «Ну что это Вы! Здоровый парень, а сопли разводите». Еще с баснями поначалу был полный коллапс – я не понимал, как их преподносить, чтобы это получилось остроумно. Не показывать же - зайчика там, хомячка или мартышку…
- У твоего героя в фильме совершенно особенная улыбка. Кто-то говорит - она у него, как у дурака, а кто-то уверяет, что у Стругацких все именно так. Тебе как-то пришлось над ней работать? В жизни ты можешь так улыбнуться?
- Бывает, иногда проскакивает (Смеется). Я на самом деле знаю, почему это вызвало столько обсуждений. Дело в том, что в России очень суровый климат, который накладывает отпечаток на выражение лиц наших граждан. Когда они видят искреннюю улыбку, то сразу начинают думать – что-то у парня не в порядке с головой. А мы вот, например, при подготовке к съемкам работали с канадцами – они нас тренировали и помогали набирать форму. Эти люди постоянно излучают позитив, улыбаются. Я не проверял их уровень IQ, но по жизни это очень позитивные ребята, у которых все получается на пять с плюсом и без «грузни». Просто мы еще не привыкли искренне улыбаться.
- А привыкнем?
- Смотрите – есть этикет: вилку надо держать так, нож так, а спина должна быть прямой. Я думаю, что когда-нибудь и у нас будет принято считать, что улыбаться – это правильно. Ведь что такое улыбка? Проявление дружелюбия.
- Любишь в себе копаться?
- Бывает. Но я стараюсь не увлекаться, не доходить до самоедства. Поэтому какие-то вещи я предпочитаю не трогать, хотя надо бы их вскрывать, по идее. Но, конечно, разные ситуации, бывают. Отзывы критиков о роли Максима Каммерера, например, очень разные.
- Кричат на каждом углу: красавец, модель, два метра ростом! Чувствуешь себя популярным?
- Кричат, я думаю, в большей степени не мне, а образу. Не могу сказать, что на меня свалилось что-то невероятное… Да и нет никакого ажиотажа. Ну вот, замечательные девчонки поздравили меня с днем рождения. Специально приезжали в институт. Я как раз пошел в магазин – мы всегда на день рождения в группе накрываем небольшой стол, устраиваем мини-капустник - а тут они. Говорят: «Здравствуйте, Василий! Мы Вас хотим поздравить». Приятно, конечно. А другие будильник подарили и стихи написали. Почитали мои интервью и поняли, что человек я сонный, надо меня будить (Смеется).
- Кстати, если говорить про вторую часть фильма, в ней будет больше движения, приключений?
- Да. В первой части происходит такое уплотнение - информация и события накапливаются, чтобы во второй части развернуться с хорошей динамикой. Там и драматические моменты будут, и приключения.
- О чем это кино для тебя лично?
- Мне всегда хотелось «зацепиться» за имя главного героя. Максим – это же от слова «максимум». Мне кажется, он «человек идущий», идущий своим путем. Одни говорят – он негативный герой. Другие – он положительный. Кто знает? Обстоятельства складываются по-разному, провоцируя его на те или иные поступки. А он вообще случайно попал на эту планету, не знал, чего искал...
- Приключений на свою пятую точку он искал. А нашел что в итоге?
- Что нашел? Любовь. То чувство, которое ничем не заменишь, и которое заставляет людей двигаться. Влюбленный человек становится смелее – это, в сущности, и произошло с героем. Плюс его желание помогать людям. Он же добрый парень! А то, что он в чем-то косячит, объясняется только молодостью и неопытностью.
- Макс пытается с помощью революции изменить жизнь людей. Ты по жизни за революцию или эволюцию?
- Я думаю, что для любой перестройки, особенно, если это касается многих людей, нужно время. Кто-то ведь сразу перестраивается, а кто-то нет. Постепенный процесс, наверное, более правильный. Хотя… Иногда можно и наскоком взять!
Фильм «Обитаемый остров: Схватка» с Василием Степановым смотрите в кинотеатрах с 23 апреля